Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Денег нет, но вы лечите

Майские указы под угрозой срыва из-за нехватки средств

Елена Малышева 11.10.2016, 12:29
Александра Мудрац/ТАСС

Глава Минфина Антон Силуанов обещал найти деньги на повышение зарплат работникам соцсферы в рамках майских указов. По его словам, Минфин предусмотрел на эти цели 50 млрд руб. на 2017–2019 годы. Однако только на повышение зарплат врачей могут требоваться кратно большие суммы: дефицит Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в ближайшую трехлетку может достичь 487 млрд руб.

Источники не обнаружены

В то время как правительственные чиновники выступают с заявлениями о сохранении планов по повышению зарплат работников соцсферы, эксперты указывают на их нереалистичность. На примере здравоохранения видно, что опубликованные проекты Основных направлений бюджетной политики и бюджета ФОМС не дают ответа об источниках, за счет которых можно было бы повысить зарплаты медиков.

Средняя зарплата врачей в первом полугодии 2016 года составила 48,9 тыс. руб., среднего медперсонала — 28 тыс. руб., младшего — 17,5 тыс. руб.

Номинально зарплаты слегка выросли по сравнению с первым полугодием 2015 года, однако по отношению к средней зарплате в регионе, которая служит целевым показателем в майских указах, снизились.

Так, если в первом полугодии зарплата врачей составляла 140% к средней зарплате, то в первом полугодии 2016 года — 137%. При этом в 2018 году этот показатель должен составить 200%. Для младшего и среднего персонала, чьи зарплаты сейчас составляют соответственно всего 78% и 49% от средней зарплаты в регионе (в среднем по России) целевой показатель — 100%.

Динамика расходов из федерального бюджета для здравоохранения неутешительна: объем финансирования снизится с 466 млрд руб. в 2016 году до 381 млрд руб. в 2017-м, в 2018 году немного повысится, до 398 млрд руб., на 2019-й опять запланировано снижение — до 364 млрд руб., говорится в проекте Основных направлений бюджетной политики, предложенных Минфином. Повышение оплаты труда работников социальных сфер должно учитываться при формировании консолидированных бюджетов регионов, отмечается в документе.

Однако глава Счетной палаты Татьяна Голикова считает, что региональных средств на выполнение планов по росту зарплат не хватит. «Если сравнить расходы бюджетов регионов между 2017 и 2016 годами, то мы увидим рост на 131,5 млрд руб. Мне кажется, что данная цифра не дает возможности реализовать полностью те планы, которые обозначены. Здесь должны быть проведены соответствующие корректировки», — сказала она в понедельник при обсуждении Основных направлений бюджетной политики в Госдуме.

Глава Минфина Антон Силуанов заверил депутатов, что деньги будут найдены, но не сообщил, из каких источников.

В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 50 млрд руб. на три года, сказал он, не уточнив, сколько требуется всего.

Общие расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования при этом в 2017 году остаются практически на уровне 2016 года — 1,692 трлн руб. по сравнению с 1,688 трлн руб. в этом году. В пояснительной записке к актуальному проекту бюджета фонда реализация майских указов президента названа «нерешенным вопросом». В расходах бюджета ФОМС проектируемый размер субвенции ее не обеспечивает, говорится в документе.

«По ФОМС есть задача найти источники финансирования. Сейчас обсуждаются разные варианты, но о том, чтобы не исполнять майские указы, речи не идет», — сказал «Газете.Ru» источник в соцблоке правительства.

За все ответят регионы

Сколько всего средств необходимо на повышение зарплат медицинским работникам, в проектах не говорится, но из проекта бюджета ФОМС следует, что его дефицит может составить 70,7 млрд руб. в следующем году, в 2018 году — 196,6 млрд руб., в 2019-м — 219,5 млрд руб. Оплата труда может составлять значительную его часть, полагают эксперты.

«Около 70% базовой программы ОМС — это расходы на оплату труда», — говорит Гузель Улумбекова, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением. Она отмечает, что в реальных ценах общие расходы ФОМС в 2017 году снизятся на 5% по сравнению с текущим годом, в котором они тоже снижались. По сравнению с 2015 годом сокращение достигнет 8%.

При этом в программе предусмотрены дополнительные расходы на следующий год, по оплате четырех видов высокотехнологичной помощи, которые раньше оплачивались из федерального бюджета.

«В 2017 году доступность медицинской помощи продолжит снижаться», — резюмирует эксперт.

В таких условиях говорить о повышении зарплат медработников трудно. «Мы же не можем сокращать расходы по другим статьям: например, на лекарства, расходные материалы, ЖКХ», — рассуждает Улумбекова.

В проекте бюджета фонда, опубликованном Минздравом, в качестве источника покрытия дефицита предлагается дотация на сбалансированность, которую ФОМС должен перечислять в федеральный бюджет из остатков на своих счетах (прогнозируемый объем — 91,2 млрд руб.). Но даже если соцблоку удастся отстоять такое решение у Минфина, в 2016 году у ФОМС может остаться непокрытый дефицит порядка 70 млрд руб., о покрытии которого в документе ничего не сказано, отмечает Улумбекова.

Основной источник для повышения зарплат — региональные бюджеты, считает директор Института экономики здравоохранения, член экспертного совета правительства Лариса Попович.

«Обязанности по выполнению указов президента о повышении зарплат врачам — это региональные обязательства. Если посмотреть проектировки консолидированного бюджета системы здравоохранения, то доля ОМС и региональных бюджетов практически выравнивается, притом что снижается доля федерального бюджета», — отмечает она. Требования по оплате здравоохранения к региональным бюджетам, по ее словам, сильно вырастут в ближайшие годы.

Бумажный способ выполнения указов

Не имея реальных механизмов увеличения зарплат, регионы будут идти на разные ухищрения, чтобы выполнить указы формально, не увеличивая реальных расходов на оплату труда, говорит директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. Эти технологии, по его словам, уже опробованы.

«Мы видим, что официальная «зарплатная» статистика расходится с тем, что получают на руки за свой труд медицинские работники», — отмечает эксперт. Последний опрос врачей, сделанный экспертами фонда, показал, что 39% из них получают от 10 тыс. до 20 тыс. руб. на одну ставку, 15,3% — 20–25 тыс. руб., еще 16,3% — от 25 тыс. до 35 тыс. руб. И только 9% заявили, что их зарплата вписывается в официальный показатель — от 40 тыс. руб. и выше.

Получить нужные показатели чиновникам помогают хитрости подсчета: например, оплата труда вычисляется без учета того, на сколько ставок работает врач.

А кроме того, в прошлом году правительство изменило методику расчета средней зарплаты в регионе, которая служит целевым показателем, — так, чтобы уменьшить ее размер, отмечает председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Из-за этого, по его словам, средняя зарплата сейчас занижена по сравнению с тем, в каких условиях выпускались майские указы, на 15–20%.

Средняя зарплата в среднем по регионам России в первом квартале 2016 года составляла 34 тыс. руб., по данным Росстата, во втором — 37,4 тыс. руб. Если исходить из этого формального показателя, то 80% регионов сейчас идут в графике по выполнению указов, отмечает он. Но если посчитать по старой методике, то эта цифра будет ниже и успевающими будут только 60% регионов.

Одновременно с этим в первом полугодии 2016 года в России вновь сократилось число медицинских работников: по данным Росстата, врачей стало меньше на 1,5 тыс., среднего медперсонала — на 12,8 тыс., младшего медперсонала — на 32,2 тыс. (по сравнению с прошлым годом).