+++++++++++++
Экономны как никогда
Активность потребителей в июне традиционно падает, но в прошедшем месяце расходы россиян уменьшились сильнее, чем в прошлые годы, следует из отчета «Ромира». Их объем в реальном выражении откатился на уровень июня 2014 года, примерно такой же показатель наблюдался в январе 2012 года.
В реальном выражении сокращение составило 11,4% к маю 2016 года, подсчитали эксперты исследовательского холдинга. Предыдущий антирекорд в динамике индекса был зафиксирован в 2013 году и составил около 10%.
«В предыдущие годы ни разу не наблюдалось столь резкого и ощутимого падения, как в нынешнем году. Экономия россиян продолжается», — говорится в отчете. Граждане за первое полугодие этого года нарастили расходы на повседневные товары всего на 5,8%, что не дотягивает до накопленной за это же время инфляции в 7,5%.
Сокращение расходов естественным образом вытекает из снижения реальных доходов россиян, но запаздывает, так как люди расходуют на потребление свои сбережения. В марте их объем достиг пика в 15,7%, но уже сейчас снизился приблизительно до 12%, отмечает советник Института современного развития Никита Масленников. За январь — май 2016 года сбережения сократились, по данным Росстата, на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Правда, это касается в основном краткосрочных депозитов, а долгосрочные, наоборот, немного растут — это может свидетельствовать о том, что население начинает себя дисциплинировать. Режим экономии так или иначе затронул от 50 до 60% домохозяйств.
Ситуация напряженная и неустойчивая. Несмотря на повышение прожиточного минимума, к концу года число бедных может вырасти приблизительно на 3 млн человек. Реальные доходы населения снижаются уже больше 19 месяцев кряду, напоминает Масленников, оборот розничной торговли — на протяжении 17 месяцев. «Это абсолютные рекорды по продолжительности падения», — говорит эксперт.
Проедаем половину зарплаты
Еще один показатель, который свидетельствует об обеднении населения, — рост доли продовольствия в общей корзине затрат россиян. В июне этот показатель достиг 54% (против 50% в мае), подсчитал «Ромир».
По общепринятой методике определения границ бедности, исходя из доли расходов на продовольствие, критичной считается отметка 50%, говорит профессор департамента прикладной экономики ВШЭ Наталья Тихонова. Такой показатель используют, например, в Латинской Америке.
«Косвенно ее использует и наш Росстат, который старается формировать прожиточный минимум так, чтобы доля расходов на питание не превышала 50%», — замечает эксперт.
Исходя из этого критерия число бедных в России выше официального показателя Росстата и достигает 30–35%, полагает Тихонова. «Правда, надо признать, что у нас народ любит покушать и на продуктах питания экономит в последнюю очередь — такая национальная черта. Россияне всегда лучше купят себе колбаски — почаще и подороже, — чем какие-нибудь новые вещи», — сказала она.
На критический рост доли затрат на питание из кошельков россиян указывал еще зимой Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. По его данным, «красная черта» была пройдена в феврале этого года, когда еда с учетом алкоголя и табачных изделий заняла 50,1% в обороте розничной торговли. Такая тенденция «вполне логично отражает факт снижения реальных расходов и рост бедности», отмечали экономисты.
С надеждой на низкую инфляцию
Кризис по-разному ударил по разным точкам: если в сельской местности больше страдали от увольнения одних и роста неоплачиваемой нагрузки на других, то в крупных городах резко сокращались доходы людей в группах с заработком выше среднего, говорит Тихонова из ВШЭ. «Порезали бонусы, премии, не повышали зарплату — в результате эта часть населения вынуждена более сильно экономить», — отмечает она.
Данные «Ромира» также свидетельствуют, что жители городов-миллионников сейчас беднеют значительно быстрее, чем остальные россияне: в среднем их расходы сократились на 15,7%. Москвичи в июне экономили еще больше, снизив траты на 16,2% по сравнению с маем.
В течение ближайших двух-трех кварталов людям придется еще пожить в режиме экономии, говорит Масленников, но надежда на улучшение ситуации в следующем году есть. Сохранение траектории снижения цен на 5–6% в этом году — уже неплохо, а если к концу 2017-го властям удастся достичь показателя в 4%, «то восстановление (доходов россиян) как раз к этому времени и состоится», считает эксперт.