Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Шарапова осталась без миллионов

Судьба многомиллионных контрактов Шараповой под угрозой

Вероника Лисовская 11.03.2016, 17:48
Мария Шарапова Leonard Zhukovsky/Shutterstock
Мария Шарапова

Единственный бренд, поддержавший российскую теннисистку Марию Шарапову, признавшуюся в приеме допинга, — британский производитель ракеток Hеad. Все остальные спонсорские контракты под вопросом — самая высокооплачиваемая спортсменка мира может потерять более $130 млн.

Единственный бренд, пока подтвердивший намерение продлить контракт с российской теннисисткой Марией Шараповой, британский производитель ракеток Hеad, вызвал бурные протесты британской спортивной общественности. Антидопинговые активисты заявили, что это циничный шаг и «худший месседж для честных спортсменов и молодежи», пишет онлайн-издание Daily mail.

Производитель ракеток оказался в явном меньшинстве. На этой неделе Porsche объявил о приостановке сотрудничества с Шараповой после того, как она призналась в употреблении запрещенного препарата мельдония. «Пока не появились дальнейшие подробности и мы не можем полностью проанализировать ситуацию, мы решили приостановить все запланированные мероприятия», — говорится в заявлении автоконцерна. Швейцарский производитель часов Tag Heuer отказался продлить контракт с Шараповой.«Контракт с Марией Шараповой был до 31 декабря 2015 года. Мы вели переговоры о продлении нашего сотрудничества. Ввиду сложившейся ситуации швейцарский бренд часов приостановил переговоры и решил не продлевать договор», — сказано в заявлении. Компания по производству спортивных товаров Nike также приостановила контракт с Шараповой. В компании отметили, что огорчены и удивлены последними новостями о спортсменке.

В еще одном партнере спортсменки — компании Evian, которая принадлежит французской компании Danone, — выразили разочарование сложившейся ситуацией, но пока решение по контракту откладывают. «Мы были удивлены заявлением Марии Шараповой, которое она сделала во время пресс-конференции 7 марта 2016 года. Бренд Evian сотрудничал с Марией Шараповой на протяжении нескольких лет и до сегодняшнего дня поддерживал с ней деловые отношения. Evian уделяет особое внимание вопросу поддержания здоровья населения, дорожит своей репутацией, а также стремится к информационной открытости. Мы будем внимательно следить за ходом расследования», — сказали в компании.

Судьба совместной кампании люксового бренда воды и Шараповой в России зависит от головного офиса, пояснил «Газете.Ru» источник, близкий к производителю: «Реклама Evian выдержана в едином стиле по всему миру, поэтому у знаменитостей нет локальных договоров с производителем, только глобальный контракт».

Если французский владелец решит прекратить сотрудничество, рекламировать Evian в России Шарапова также не сможет. При этом накануне, в начале февраля, спортсменка сообщила в своем twitter-аккаунте о съемке в Москве ее новой совместной кампании с Evian.

Фоторепортаж: Спонсоры Марии Шараповой

__is_photorep_included8113037: 1

Прошлые рекламодатели, с которыми сотрудничала Шарапова, возобновлять сотрудничество пока не планируют, в частности британско-нидерландская группа компаний Unilever. В 2012 году теннисистка на основе глобального контракта была лицом бренда шампуня Clear. «В настоящий момент и уже достаточно длительное время договоренностей о сотрудничестве с Марией Шараповой у Unilever нет. Также в рамках маркетинговой стратегии бренда Clear новых рекламных кампаний с участием спортсменки не планируется», — рассказали «Газете.Ru» в Unilever. Информацию о стоимости контракта в компании прокомментировать отказались.

По данным Independent, многогодовой контракт с Evian Шарапова заключила в 2010 году и сразу подключилась к международной кампании. Сумма контракта не разглашалась, однако, как пишет The Financial Times, общий доход от рекламных контрактов теннисистки в 2014 году превысил $20 млн, что было в четыре раза больше призовых за тот же год.

В рамках прошлогоднего U.S. Open Шарапова также сотрудничала с финансовой компанией American Express — американцы выпустили видеоигру «You vs. Sharapova», в которую могли сыграть посетители турнира. Тогда спортсменка подписала двухлетний рекламный контракт, сообщал The Wall Street Journal.

Поэтому кампания с ее участием должна была появиться и на U.S. Open 2016, который состоится в конце августа этого года, но и эти планы находятся под вопросом.

«В этом году планов совместной работы с теннисисткой нет», — приводит заявление вице-президента по корпоративным отношениям Марины Норвилл MarketWatch.

American Express являлась спонсором турнира на протяжении более чем 20 лет. В 2014 году компания была второй по рекламным затратам на U.S. Open, уступив только Mercedes-Benz — $7,7 млн против $8,2 млн соответственно.

По версии Forbes последние 11 лет Шарапова — самая высокооплачиваемая спортсменка мира: с июня 2014 по июнь 2015 года она заработала $29,7 млн, из которых только $6,7 млн пришлись на призовые от выступлений.

Отказ спонсоров от контрактов с россиянкой Марией Шараповой может обойтись теннисистке в £100 млн (более $140 млн). По данным Daily Mail, рекламный контракт с Nike приносит Шараповой £6 млн в год, с TAG Heuer — £2 млн в год, с Porsche — £2 млн, Avon и Evian — по £1,5 млн, American Express, Head и Tiffany & Co — по £1 млн. Также может пострадать бренд конфет Sugarpova, созданный Шараповой.

«Рисков из-за допинга два: во-первых, спортсмена могут лишить возможности выступать в результате дисквалификации, то есть фактически возможности рекламировать продукт. Вторая важная составляющая — имиджевая, для Европы и США допинговые нарушения — серьезная проблема, и не случайно компания Head подверглась такой жестокой критике», — комментирует «Газете.Ru» партнер «ФБК Право» Александр Ермоленко.

Впрочем, как отмечает юрист, на фоне снижения в западных странах интереса к товарам, которые рекламирует Шарапова, в России, напротив, можно ожидать заметного роста интереса к этим маркам.

Финальный итог разбирательства будет зависеть от того, как надолго будет дисквалифицирована Шарапова.

Не исключено, что, если дисквалификация будет короткой, спонсоры вернутся: Шарапова является весьма привлекательным рекламным партнером, она еще достаточно молода, перспективна, заменить ее, например, на кого-то еще из теннисисток не так просто, добавляет Ермоленко. По его словам, в пользу Шараповой говорит и то, как она призналась в употреблении допинга — все было сделано в чисто западной манере и произвело неплохой пиар-эффект.

Контракты звезды уровня Шараповой и глобальных компаний насчитывают несколько сотен страниц, в них либо прямо прописан допинг, либо есть формулировки, связанные с приемом запрещенных препаратов. Громкие случаи скандалов случались уже не раз. Так, американский бейсболист Барри Бондс в 2007 году был вынужден порвать контакты с MasterCard и KFC после признания в непреднамеренном приеме стероидов. Впрочем, разрыв спонсорских контрактов далеко не всегда связан с приемом допинга. Гольфист Тайгер Вудс оказался без спонсорских денег Accenture, AT&T, Gillette в 2009 году, когда оказался замешан в многочисленных супружеских изменах. Впрочем, часть контрактов спортсмену удалось реанимировать после того, как он сообщил о прохождении лечения от сексуальной зависимости. Компания Nike, кстати, продолжила работать с Вудсом, хотя и сократила контракт.