Министерство энергетики разработало правила и порядок определения предельного уровня цен на тепловую энергию. Цены будут действовать не менее 12 месяцев. Их расчетом займутся региональные комитеты по тарифам: на 2017 год представить данные необходимо не позднее 1 октября 2016 года, установить предельные цены на 2017 год планируется не позднее 20 декабря 2016 года. Предельные цены будут утверждаться с календарной разбивкой: с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря, при этом цены в первом полугодии будут идентичны тем, что действовали во втором полугодии предыдущего года. Таким образом, ждать повышения цен на тепло следует не ранее чем с 1 июля 2017 года.
Такие данные содержатся в проекте постановления правительства (копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru»), который был разработан в Минэнерго в рамках «дорожной карты» по реформированию отрасли теплоснабжения, одобренной правительством в октябре 2014 года. Согласно предложенной тогда целевой модели рынка, теплоснабжающая отрасль должна перейти на нерегулируемые цены на пар и тепловую энергию (мощность) для потребителей. Стоимость тепла для населения продолжила бы оставаться регулируемой, но лишь частично: планировалось определять предельный уровень цен, для чего было введено такое понятие, как цена «альтернативной котельной».
Суть этой методики заключается в том, чтобы в определенном населенном пункте рассчитать расходы на строительство котельной, определить уровень безубыточного производства тепла и возврата инвестиций в строительство котельной, а затем предложить ТЭЦ продавать тепловую энергию по стоимости, не превышающей предполагаемый тариф с «альтернативной котельной».
Цена включает все
Предложенная Минэнерго методология определения цены учитывает, в частности, такие технико-экономические параметры котельных и тепловых сетей, как виды топлива, которые преобладают в указанной системе теплоснабжения, среднестатистическое количество этажей жилых и многоквартирных домов, температурное и сейсмическое влияние на территории, к которой относится поселение, а также расстояние, на которое транспортируется тепловая энергия.
Согласно предложению Минэнерго, предельная цена на тепло должна обеспечивать компенсацию расходов на топливо, включая затраты на его доставку, на строительство котельной и тепловых сетей с подключением к электрическим и газораспределительным сетям, централизованной системе водоснабжения и водоотведения, на создание резерва по сомнительным долгам (определяется органом регулирования, но не ниже 0,02), а также учитывать отклонения фактических показателей, используемых при расчете, от прогнозных.
Расходы на строительство котельной и теплосетей включают в себя также такие параметры, как стоимость земельного участка, на котором осуществляется строительство, и коэффициенты температурного и сейсмического влияния на работу котельной.
Чем теплее, тем дешевле
Вся территория страны, согласно проекту постановления, будет разделена на восемь температурных зон, принадлежность к которым повлияет на определение расходов на строительство котельной и теплосетей. Температурный коэффициент в первой и второй зонах — понижающий. В первую зону отнесены Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Северная Осетия — Алания, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская область. Ко второй температурной зоне причислены Калмыкия, Астраханская, Псковская, Ростовская области и Курильские острова. По мнению составителей документа, расходы на строительство в этих регионах наиболее низкие. К примеру, расходы на строительство угольной котельной в первой температурной зоне меньше, чем в базовой третьей зоне, на 4%.
В третью температурную зону, коэффициент которой не снижает и не увеличивает значение расходов на строительство, включены часть Карелии, Белгородская, Брянская, Владимирская, частично Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Рязанская, часть Саратовской, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, а также города Москва, Санкт-Петербург и Кострома.
С четвертой по восьмую температурную зону действуют коэффициенты с повышением. К ним относятся такие регионы, как Алтай, Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская республики, Алтайский, Пермский края, Коми, Тува, Хакасия, Новосибирская, Амурская, Кемеровская, Курганская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Еврейская АО, ХМАО и ЯНАО, Якутия. Самым дорогим признается строительство угольных котельных в самой малочисленной восьмой температурной зоне — четырех районах Якутии (Верхоянский, Момский, Оймяконский и Томпонский). Построить угольную котельную там дороже, чем в Москве, на 37%.
Впрочем, в 2017 году новая методика определения цен на тепло будет применена лишь в нескольких регионах, сообщил в конце 2015 года глава Минэнерго Александр Новак. Какие именно регионы будут участвовать в пилотном проекте, Новак не сообщил, ограничившись лишь уточнением, что их будет не менее десяти.
Котельная — дело прибыльное
В подготовке расчетной модели участвовало и Минэкономразвития. Как сообщили «Газете.Ru» в ведомстве, в методике расчета были учтены все предложения МЭР, «за исключением оставшегося нерешенным вопроса о параметрах возврата инвестированного капитала».
Согласно методике, предложенной Минэнерго, базовый уровень нормы доходности инвестированного капитала при строительстве котельной и теплосетей — 18,81%, а срок окупаемости инвестиций — 10 лет. В Минэкономразвития не так оптимистично смотрят на доходность котельных: по мнению ведомства, доходность не будет превышать 12%, а срок окупаемости составит 15 лет. «Срок возврата и доходность должны отражать приемлемый для инвестора срок возврата и рыночную норму доходности исходя из уровня рисков, который в сфере теплоснабжения низкий», — пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития.
Тепло и подорожает, и подешевеет
Тариф на котельных в два-три раза выше, чем на теплоэлектроцентралях. «Еще когда разрабатывалась «дорожная карта», мы рассчитали стоимость строительства котельной и определили максимальный уровень тарифа, который может быть выставлен населению. Средний тариф по ТЭЦ получался порядка 500 руб. за Гкал/ч, средний тариф по котельной — 1200–1300 руб. за Гкал/ч», — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» директор ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов.
В результате по ряду регионов произойдет ожидаемый рост тарифов (не выше предельного уровня), но по некоторым субъектам, наоборот, снижение существующих тарифов на тепло. В том случае, если предельная цена оказывается ниже существующего тарифа, Минэнерго предлагает заморозить цены на тепло для населения на существующем уровне, до тех пор пока с течением времени из-за инфляции предельный уровень, рассчитанный по принципу «альтернативной котельной», не превысит существующие тарифы.
Основная задача, которую призвана решить новая методика тарифообразования, — это привлечение инвесторов в сферу теплоснабжения, что повлечет за собой обновление основных производственных фондов и устранение технологического отставания отрасли от других стран. Пока теплоснабжение — одна из наиболее проблемных отраслей с точки зрения износа оборудования. По данным Минстроя, доля тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене, на конец 2014 года (данные за 2015 год будут опубликованы не ранее марта) составляла 28,8%, увеличившись на 0,8% с 2010 года.
«Если посмотреть статистику, налицо повышение аварийности по тепловым компаниям. Это свидетельствует во многом о том, что ресурс выработан, оборудование морально изношено, — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — И речь уже идет не о сохранении, а даже об обеспечении безопасности жителей и предприятий, которые пользуются теплом».
По мнению Пикина, уверенности в том, что власти решатся принять модель «альтернативной котельной» для всей страны, нет.
«Если в результате пилотных проектов в десяти регионах цены на тепло вырастут на десятки процентов, то это может привести к негодованию потребителей и населения, ведь счета за тепло занимают больший объем по расходам, чем счета за электричество, — отметил Пикин. — Опыт показывает, что на радикальные изменения власти решаются только тогда, когда происходит технологический обвал. Но ждать его и откладывать решение этого вопроса на потом нельзя, с каждым годом затраты на восстановление производственных фондов увеличиваются».