Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

«Трансаэро» отходит «Аэрофлоту» за 1 рубль

Правительство одобрило сделку по слиянию двух авиаперевозчиков

Елена Платонова 01.09.2015, 17:36
Юрий Смитюк/ТАСС

Правительство одобрило план по продаже акций «Трансаэро» группе «Аэрофлот». Решение было принято на межведомственной комиссии под председательством вице-премьера Игоря Шувалова. Главным условием остается выполнение «Аэрофлотом» всех обязательств по перевозке пассажиров, купивших билеты у «Трансаэро». Сумма сделки может составить 1 рубль. Такой шаг является компромиссным решением, уверены эксперты.

Группа «Аэрофлот» приобретает авиакомпанию «Трансаэро». На последнем правительственном совещании под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова, которое было посвящено вопросам авиатранспортной отрасли, сделка по продаже получила одобрение. Как сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией, речь идет о слиянии авиакомпаний «Аэрофлот» и «Трансаэро». Сделка, как ожидается, будет осуществляться в течение года.

Авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» позднее подтвердили эту информацию.

«В интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп поддержана консолидация ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» в группу «Аэрофлот»», — сообщили в пресс-службе «Трансаэро».

Как передал «Интерфакс» со ссылкой на источник, совет директоров «Аэрофлота» в четверг рассмотрит возможность санации «Трансаэро». Сумма сделки при этом может составить 1 рубль.

Основным условием одобрения со стороны правительства стало выполнение «Аэрофлотом» всех обязательств по перевозке пассажиров.

«Главное, чтобы не было отмененных рейсов», — отметил источник «Газеты.Ru». Еще одно условие — не допустить резких изменений кадровой политики и сокращения персонала.

С конца 2014 года российская авиационная отрасль переживает кризис, спровоцированный девальвацией рубля и падением спроса на авиаперевозки. В конце января компания получила кредит на 9 млрд руб. от банка ВТБ под госгарантии от российского правительства. Целевое использование кредита ВТБ подтвердил в апреле. Уже в мае, по данным «Газеты.Ru», в пуле кредиторов авиакомпании велось обсуждение вопроса о реструктуризации задолженности перевозчика. После определения организаций, готовых выдать перевозчику кредиты, авиакомпания, по неофициальной информации, намеревалась запросить новые госгарантии, но сделано этого так и не было.

Уже несколько месяцев авиакомпания «Трансаэро» проводит распродажи билетов по различным зарубежным и внутренним направлениям по цене, значительно ниже средней по рынку.

К примеру, в числе последних «щедрых» предложений — полет из Санкт-Петербурга до Нью-Йорка туда и обратно меньше чем за 15 тыс. руб., из Москвы в Дели туда-обратно — за 8 тыс. руб. Билет из Екатеринбурга в Вену вместе с обратным можно было приобрести за 5 тыс. руб. При этом компания установила высокую глубину продаж: перелет по демпинговой цене можно было совершить до марта 2016 года.

Согласно опубликованным финансовым отчетам по РСБУ, операционный убыток «Трансаэро» за второй квартал 2015 года составил 8,1 млрд руб., увеличившись более чем в два раза с 3,0 млрд руб. в первом квартале текущего года. В пересчете на пассажира убыток составил 2,3 тыс. руб. на человека.

«Трансаэро» — «это не актив, а пассив», поэтому вариант с санацией с формальной ценой авиакомпании в размере 1 руб. — вполне логичный вариант, уверен сотрудник Высшей школы экономики, независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко.

«Это решение — компромиссное, — объяснил «Газете.Ru» Крамаренко. — Поддержать «Трансаэро» уже было невозможно технически, слишком о больших деньгах шла речь. Банкротство авиакомпании могло привести к кадровым увольнениям в Минтрансе и Росавиации, которые были заинтересованы в наиболее безболезненном с точки зрения общественного резонанса решении вопроса. «Аэрофлот» использовали как подушку безопасности».

«В среднесрочной перспективе это, несомненно, окажет негативное влияние на финансовые показатели «Аэрофлота», который будет вынужден взять на себя долги «Трансаэро», но в долгосрочной перспективе «Аэрофлот» получит по сути монополию на дальнемагистральных перевозках и значительно увеличит долю на европейских маршрутах», — добавляет Крамаренко.