Россия напоказ

На «Экспо-2015» прошел День России

Рустем Фаляхов, Мария Кудрявцева 10.06.2015, 23:50
Выставка «Экспо-2015» в Милане Antonio Calanni/AР
Выставка «Экспо-2015» в Милане

Заплатив всего €39, можно узнать Россию с лучшей стороны — на крупнейшей в мире выставке «Экспо» в Милане. Апгрейд имиджа обошелся в 2 млрд руб. «Экспо» не улучшит представлений о стране, если у нее нет ни новых технологий, ни экономических чудес, чтобы заинтересовать инвесторов, отмечают эксперты. Следующий шанс появится только через пять лет.

Среда стала Днем России на всемирной универсальной выставке «Экспо-2015» в Милане. Сама выставка работает с 1 мая, но 10 июня президент России Владимир Путин прилетел в Италию и дал старт праздничным мероприятиям. Всего в «Экспо-2015» участвуют 140 стран из 168, входящих в Бюро международных выставок. Заявленная цель выставки — удивить достижениями в технологиях, науках, искусствах и показать это на специально отведенной для этого площадке.

Выставка «Экспо-2015» в Милане ALESSANDRO GAROFALO/Ruters
Выставка «Экспо-2015» в Милане

Некоторые из достижений, представленных в прошлом на «Экспо», действительно перевернули мир. На «Экспо-1867» был представлен уникальный механизм водяных часов — Hydrochronometer.

Многочисленные достижения начавшейся эпохи электричества вдохновили одного из посетителей выставки — Жюля Верна на написание книги «20 000 лье под водой».

В 1876 году на всемирной выставке в Филадельфии Александр Белл впервые представил широкой публике телефон. 1901 год: на выставке в Нью-Йорке был представлен рентгеновский аппарат. 1982 год: в Ноксвилле показали прототип сенсорного экрана.

Иные выставочные экспонаты не создали технологического прорыва, а просто украсили мир.

1889 год: в качестве входных ворот специально к выставке в Париже была построена Эйфелева башня. Поначалу будущим символом города остались недовольны — башней даже пугали маленьких парижан.

Эйфелева башня во время Всемирной выставки 1889 года Wikimedia Commons
Эйфелева башня во время Всемирной выставки 1889 года

В Милане так рисковать с архитектурой не стали.

«Экспо» проводятся раз в пять лет и длятся по полгода. У каждой выставки своя тема. Предыдущие две выставки «Экспо» прошли в немецком Ганновере в 2000 году и японской префектуре Аичи в 2005-м. Темой немецкой выставки были инновации и технологии будущего, а японцы предложили тему достижения гармонии между человеком и природой.

На этот раз, в Милане, она посвящена борьбе с голодом — «Питание для планеты. Энергия для жизни».

Владимира Путина встречали здесь плакатом с призывом спасти мир — «Putin. Save the world». Спасать необходимо каждого шестого жителя планеты. Столько сейчас голодающих, подсчитала ООН. Продовольственная тема только на первый взгляд может показаться не слишком выигрышной для России. Но это смотря как подать: «На Россию приходится десятая часть пахотных земель в мире и пятая часть запасов пресной воды на планете», — напомнил президент, выступая перед посетителями выставки. Путин дал понять, что Россия не только себя хлебом обеспечивает, но и 30 млн тонн зерна продает на экспорт.

Никакого противоречия между миссией спасти мир от голода и ростом цен на продовольствие в самой России нет. Точнее, нет на площадке «Экспо-2015». Сценарий президентского выступления абсолютно отвечает законам жанра, сложившимся на всемирных выставках за более чем полторы сотни лет: показать лучшее, что есть у страны, блеснуть экспортной витриной.

Каждая страна — участница «Экспо» отстраивает свой павильон, в котором концентрируются суверенные успехи. Павильон России — с зеркальным козырьком. Удобно делать селфи.

Российский павильон на выставке «Экспо-2015» в Милане ALESSANDRO GAROFALO/Ruters
Российский павильон на выставке «Экспо-2015» в Милане

Внутри павильона — выставка «Россия. Хлеб. Соль», подготовленная Московским музеем дизайна. Как пояснили «Газете.Ru» в музее, мотивом выставки стал стиль ткани и керамики 20–30-х годов. Представлены пять керамических фигур — это одновременно и «портреты» женщин-дизайнеров Варвары Степановой, Любови Поповой, Веры Мухиной, и собирательный образ женщины-труженицы, чьими руками выращивался хлеб. Это ода труду и творчеству, вкладу женщин в индустриализацию и культуру России.

На «Экспо» считается хорошим вкусом соревноваться, кто больше привлечет посетителей в свой павильон, который становится брендом всей страны. Белоруссия в 2015 году прикатила ко входу трактор марки «Беларусь», пик продаж которого пришелся на времена СССР. Бразилия натянула на входе сетку футбольных ворот. Россия потчует посетителей квасом, кормит осетинскими пирогами и еврейским форшмаком (в царское время в русских павильонах кормили черной икрой).

А перед входом в павильон установлены Мишки-неваляшки. «Это смесь трех символов: медведь, как многовековая ассоциация с Россией, матрешка — наше культурное наследие и неваляшка — игрушка из детства, которую как не качни, она всегда возвращается в вертикальное положение и не боится никаких кризисов», — поясняет Виталий Ставицкий, вице-президент Союза дизайнеров России, профессор Национального института дизайна.

Российские расходы на павильон, фактически на апгрейд имиджа страны, — 2 млрд руб. Число посетителей российского павильона на начало июня — около 400 тыс. человек. Вход на «Экспо-2015» стоит €39.

Выставка закроется 31 октября.

Россия принимает участие во всемирных выставках «Экспо» с 1851 года — с самой первой подобной выставки, прошедшей в Лондоне, в Гайд-парке.

Хрустальный дворец в Лондоне, 1851 год Wikimedia Commons
Хрустальный дворец в Лондоне, 1851 год

Среди знаменитостей в Гайд-парке тогда были замечены Чарлз Дарвин, Льюис Кэролл и Джордж Элиот. Первая выставка состоялась по инициативе мужа королевы Виктории принца Альберта и называлась Великая всемирная выставка промышленных товаров. Россия показала продукцию ювелиров. Главной достопримечательностью первой выставки стал Хрустальный дворец, построенный из железа и стекла. С тех самых пор демонстрация возможностей страны начиналась с павильонов. Впоследствии одноименные хрустальные дворцы возводились для выставок «Экспо» в Нью-Йорке (1853), Мюнхене (1854), Порту (1865). Выставку «Экспо-1851» посетили около 1 млн человек.

Всего с 1851 по 2015 год прошла 61 всемирная выставка, из них 16 — в США, по шесть — во Франции и Бельгии.

Рекордсменом по числу посетителей (более 73 млн человек), количеству стран-участниц (192) и стоимости проведения (более $5 млрд) стала «Экспо-2010» в Шанхае.

Российскому павильону в Китае был присужден серебряный приз за развитие темы «Лучше город, лучше жизнь». Советские павильоны на выставках собирали больше наград: в Париже в 1937 году (знаменитая композиция «Рабочий и колхозница») и Брюсселе в 1958 году получили высшие награды.

Юрий Машков/ТАСС

В историю мировой архитектуры вошел павильон СССР в Осаке в 1970 году, имеющий форму развернутого знамени.

Сама Россия выставки «Экспо» не принимала у себя ни разу. Но попытки были.

В 1967 году выставка должна была состояться в Москве в честь 50-летия Октябрьской революции. Не состоялась, как считается, из-за смены власти в стране. Выставка переместилась в Канаду, в Монреаль. После выставки советский павильон в Монреале был демонтирован и заново собран на территории ВДНХ.

За место проведения форумов идет жесткая конкуренция, не уступающая выбору места проведения Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу. В 2002 году Москва проиграла право на проведение выставки 2010 года Шанхаю. В 2013 году Екатеринбург уступил Дубаю (ОАЭ), который станет местом проведения «Экспо-2020».

«Экспо» неспособно переломить представление о стране. Если у страны нет ничего, чтобы заинтересовать инвесторов, нет знаковых изобретений или технологий, выставка не изменит общественное мнение», — считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Эффект от выставки возможен, когда экономика страны находится на подъеме и когда товарооборот растет, отмечает Сергей Хестанов, доцент РАНГХИС. «Сейчас имиджевое продвижение страны на «Экспо» полезно, но эти инвестиции обещают достаточно не скорую отдачу. И не факт, что таковая вообще будет. Подобные инвестиции являются гипотетическими инвестициями в очень далекое будущее», — заключает Хестанов.