ОАК повышает дивиденды

ОАК предлагает направить на выплату дивидендов за 2014 год 465 млн рублей

Елена Платонова 01.06.2015, 20:23
close
Superjet International

ОАК намерена увеличить дивидендные выплаты за 2014 год в 2,6 раза — до 465 млн руб. Причиной называется увеличение чистой прибыли корпорации до 8,4 млрд руб. по РСБУ. Однако отчет по МСФО за прошлый год показывает совсем другую картину: убыток авиастроителя достиг отметки 13,65 млрд руб. Эксперты считают, что выплата дивидендов на фоне докапитализации компании за счет государства выглядит весьма странной.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) намерена направить на выплату дивидендов за 2014 год 465 млн руб. Это в 2,6 раза больше, чем за 2013 год, за который сумма дивидендных выплат составила 175,5 млн руб. Как отмечается в пресс-релизе компании, сумма составляет 25% чистой прибыли ОАК без учета доходов, полученных от переоценки финансовых вложений. Это соответствует распоряжению правительства, которое требует от госкомпаний выплачивать не менее 25% от прибыли в качестве дивидендов. Прибыль ОАК за 2014 год, согласно отчету по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), составила 8,4 млрд руб., увеличившись в 12 раз по сравнению с 2013 годом. Собрание акционеров, где размер дивидендов должен быть утвержден, состоится 30 июня.

Однако по международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) за 2014 год корпорация не смогла выйти в зону прибыльности, а лишь нарастила чистый убыток, который прибавил 1,1%, до 13,654 млрд руб.

На конец прошлого года увеличился и чистый долг ОАК — до 262,3 млрд руб. (рост на 30%), и сумма обязательств — до 355 млрд руб., в том числе краткосрочные кредиты и займы подскочили в 1,5 раза — до 150 млрд руб.

Для инвесторов понятнее использование при расчете дивидендов данных МСФО, которые, в отличие от РСБУ, включают в себя результаты деятельности не только головной компании, но и ее дочерних структур, что полнее отражает хозяйственно-имущественную деятельность корпорации. «Но ОАК — это больше государственный, чем инвестиционный проект», — комментирует аналитик ИК «Rye, Man & Gor Securities» Андрей Третельников.

«В целом выплачивание дивидендов выглядит очень странным, когда компания находится в процессе допэмиссии. Непонятно, для кого это делается. Основным акционером ОАК является государство, при этом оно же намерено докапитализировать ОАК на 100 млрд руб., то есть это получается перекладывание средств из одного кармана в другой», — отмечает аналитик.

ОАК на 85,29% принадлежит государству, доля Внешэкономбанка составляет 8,55%, доля частных лиц в капитале компании — 6,16%. Таким образом, от выплат дивидендов авиастроительной корпорации власти получат около 397 млн руб. При этом в текущем году власти направят на докапитализацию корпорации из бюджета 100 млрд руб. Она будет осуществлена путем допэмиссии акций корпорации. Эти средства пойдут в первую очередь на реструктуризацию задолженности ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (дочернее предприятие компании «Сухой» совместно с итальянской Alenia Aeronautica), убытки которой по итогам 2014 года выросли на 31,5%, до 9,219 млрд руб.

За счет госбюджета планируется и финансировать более половины инвестиционной программы ОАК на 2015–2017 годы, которая запланирована в размере 244 млрд руб., увеличившись по сравнению с инвестпрограммой за 2013–2015 годы на 96 млрд руб.

Государство является и основным заказчиком продукции ОАК. В прошлом году корпорация поставила 159 воздушных судов против 111 в 2013 году. Рост был обеспечен в первую очередь поставками военных самолетов для Минобороны. Их число увеличилось с 54 до 102 штук.

«Скорее всего, выплата дивидендов — процесс формальный», — уверен авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. «По сравнению с докапитализацией на 100 млрд руб. 465 млн руб. являются сущей ерундой. Российский авиапром — это такое социальное обязательство государства по поддержанию имиджа на международной арене, по поддержанию обороноспособности, занятости, ведь в корпорации работают сотни тысяч человек, поэтому в целом к ОАК требований о прибыльности никогда никто не предъявлял». По словам Крамаренко, прибыль ОАК — это соглашение между ОАК, а именно ее основным акционером в виде государства, и ее основным заказчиком — тем же государством. «Государство со всех сторон. Какая цена на военную технику будет, такую прибыль ОАК и получит», — объясняет эксперт.