На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Superjet хочет в Египет

ОАК рассчитывает на контракт с EgyptAir на поставку до 24 самолетов SSJ-100

Авиакомпания EgyptAir рассматривает возможность покупки до 24 самолетов Sukhoi Superjet 100, контракт может быть подписан до конца года. Если сделка состоится, она станет крупнейшей с иностранным авиаперевозчиком за последнее время и первой на Африканском континенте. Настораживает лишь одно: египетская компания уже несколько лет убыточна.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) надеется на заключение соглашения с национальной египетской авиакомпанией EgyptAir о поставке 12 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) с опционом еще на 12 самолетов. «В идеале мы рассматриваем вариант 12 плюс 12, наша маршрутная сеть требует где-то примерно такого же количества», — сообщил ТАСС глава ОАК Юрий Слюсарь во время пребывания на российско-египетском бизнес-форуме в Каире.

Заинтересованность в приобретении российских SSJ-100 подтвердил ранее министр гражданской авиации Египта Хусам Камаль, добавив, что сначала самолет будет опробован и, если он понравится авиакомпании, начнется обсуждение цены. Учитывая, что каталожная стоимость SSJ-100 составляет около $36 млн, объем контракта может достигать от $432 млн до $864 млн в зависимости от количества самолетов под твердый заказ.

Объявление тендера, как ожидается, произойдет до конца текущего года, а в случае подписания контракта поставки будут осуществляться в течение двух лет.

Сделка может быть осуществлена с помощью лизинга, также обсуждается вариант с trade in самолетов Embraer, которыми в настоящее время оперирует EgyptAir на недальних маршрутах (в основном на внутренних направлениях).

Ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100, рассчитанный на перевозку до 100 пассажиров на расстояние от 3 тыс. км в базовой комплектации до 4,6 тыс. км в версии с увеличенной дальностью, является чуть ли не единственным российским проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. При этом некоторые детали лайнера, включая двигатели, разрабатывались и закупались у иностранных производителей авиатехники. В итоге доля импортных комплектующих в сборке превысила 60%. На сегодня SSJ-100 прошел международную и страновую сертификацию АР МАК, европейской EASA, мексиканскими, лаосскими и индонезийскими полномочными органами.

Если египетская авиакомпания выберет российский самолет для замены старых Embraer 170, она станет второй иностранной компанией в мире, заключившей контракт на поставку такого количества SSJ-100, и первой — с Африканского континента.

«Это не просто 12 или 24 машины, это новый континент, на котором это все будет эксплуатироваться. Это важно», — отметил Слюсарь. Предыдущий международный успех SSJ-100 связан с мексиканской Interjet, которая в настоящее время является крупнейшим иностранным оператором российских самолетов этого типа: в ее авиапарке уже находятся 15 ВС SSJ-100, в течение 2015 года ожидается поставка еще пяти самолетов в рамках заключенного в 2011 году соглашения. К тому же мексиканский авиаперевозчик в начале года подтвердил свои намерения использовать опцион на поставку дополнительно еще десяти самолетов SSJ-100.

В России крупнейшим оператором SSJ-100 выступает «Аэрофлот»: в его авиапарке насчитывается 19 бортов данного типа. Помимо «Аэрофлота» SSJ-100 эксплуатируется российскими авиакомпаниями «Газпромавиа» (8 ВС), «Якутия» (2 ВС), «Центр-Юг» (3 ВС) и Red Wings (3 ВС), а также госструктурами — МВД и Рособоронэкспорт (по одному ВС). В ближайшее время ожидает поставку двух самолетов SSJ-100 МЧС.

Сообщение о возможном египетском контракте появилось спустя всего лишь две с половиной недели после того, как стало известно о создании российско-китайской лизинговой компании, объем заказов которой может составить до 100 самолетов SSJ-100.

Но это не иностранная авиакомпания, а лизинговое предприятие, которое самостоятельно не будет эксплуатировать суда. Его задача — продвигать российский самолет на внутреннем китайском рынке и в странах Юго-Восточной Азии.

Проклятие «Суперджета»

Информацию о возможном контракте с египетской авиакомпанией омрачает один факт: финансовая отчетность EgyptAir в последние годы находится не в лучшем состоянии. После египетской революции в 2011 году показатели авиакомпании нырнули в зону убыточности. Так, по итогам 2010–2011 финансового года, завершившегося 30 июня, EgyptAir Holding, в состав которой входит авиаперевозчик EgyptAir, сообщила о чистых убытках в размере около $367 млн против прибыли около $100 млн годом ранее. В 2011–2012 финансовом году чистые убытки EgyptAir Holding увеличились примерно в 1,5 раза, почти до $500 млн.

Согласно последнему опубликованному отчету, чистый убыток EgyptAir Holding в 2012–2013 финансовом году составил около $290 млн при выручке свыше $2,5 млрд. При этом краткосрочные обязательства EgyptAir составляли $2,2 млрд, подскочив по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 27%.

С проблемными покупателями российский самолет сталкивался с первых дней коммерческой эксплуатации. Первый серийный SSJ-100 был поставлен в апреле 2011 года армянской авиакомпании Armavia, которая впоследствии отказалась от воздушного судна и вернула его российской стороне. Вслед за этим в 2013 году Armavia объявила о банкротстве.

Построенные для Armavia два самолета SSJ-100 были переданы российской «Московии», но в 2014 году из-за неудовлетворительного финансового состояния она лишилась права на летную деятельность. Находившиеся в ее авиапарке к тому времени уже три SSJ-100 вновь передали — на этот раз они вошли в авиафлот Red Wings.

За рубежом российский самолет столкнулся с похожими проблемами. Стартовый заказчик SSJ-100 в Юго-Восточной Азии — индонезийская авиакомпания Sky Aviation тоже приостановила деятельность в 2014 году из-за финансовых трудностей. Ранее она получила три самолета SSJ-100.

О закупке самолетов SSJ-100 договаривалась и с «ЮТэйр». По договору от 2013 года авиакомпания через «ВЭБ-лизинг» должна была приобрести шесть SSJ-100. Самолеты были построены и готовы к передаче перевозчику еще в 2014 году, но из-за финансовых трудностей «ЮТэйр» поставка была отложена на неопределенный срок. В настоящее время перевозчик «находится в стадии переговоров и никаких комментариев по данному вопросу не дает», сообщили «Газете.Ru» в «ЮТэйр».

«Заведомо убыточные контракты» стали причиной увеличения чистого убытка «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) в 2014 году: по сравнению с 2013 годом они выросли на 10,13%, до 8,59 млрд руб.

По итогам 2014 года ГСС отчиталась о росте выручки на 47%, до 24,03 млрд руб. Но это не перекрыло закупку выросших в цене импортных комплектующих: себестоимость продукции за 2014 год выросла на 39%, до 27,4 млрд руб. Долгосрочные обязательства ГСС за год сократились на 28,3%, до 35,23 млрд руб., но увеличились краткосрочные — почти в 2,5 раза, до 76,2 млрд руб. Всего обязательства ГСС на конец 2014 года составляли 144,29 млрд руб.

«Вопрос в выборе покупателей у российской стороны не стоит: у ОАК не та ситуация, когда можно быть привередливым», — считает авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Главная задача ГСС — продать отечественную продукцию, «и его предлагают всем, кто проявит какой-то интерес». В этом отношении «платежеспособность не столь важна», что и видно по портфелю заказов: «мертвых покупателей у SSJ-100 сейчас больше, чем живых». Готовность египетской стороны купить российские самолеты будет в основном зависеть от того, какие условия и финансовые инструменты будут предложены российской компанией.

Впрочем, в том, что касается возможного сотрудничества с египетской EgyptAir, риски не столь велики. По факту EgyptAir является практически единственным авиаперевозчиком, осуществляющим рейсы внутри страны, и второй по количеству перевезенных пассажиров авиакомпанией на Африканском континенте. Учитывая этот факт, а также то, что компания полностью принадлежит египетскому правительству, прекращение деятельности или банкротство EgyptAir вряд ли возможно. А значит, SSJ-100 не останется без эксплуатанта.

Новости и материалы
Россиянка не прошла в метро по биометрии из-за увеличения губ
Трамп сделал заявление после получения Премии мира ФИФА
Трамп решил нанять нового архитектора бального зала Белого дома
Google назвал самые популярные запросы американцев в 2025 году
В Белгородской области два человека пострадали в результате ударов ВСУ
Легенда сборной России предположил, с каким счетом завершится матч «Спартак» — «Динамо»
Украинские СМИ сообщили о подготовке документов для выезда Ермака из страны
Кадыров пообещал отправить «подарок» в ответ на атаку беспилотников на Грозный
Кадыров вызвал ВСУ на бой «лицом к лицу»
Международный суд ООН готов дать оценку преступлениям Киева
Кадыров назвал атаку беспилотников на Грозный признаком бессилия ВСУ
Трамп получил Премию мира
В Тверской области муж и жена вымогали у пьяного собутыльника 35 млн рублей
Трамп заявил, что урегулирование украинского конфликта «на очереди»
Трамп рассказал, способна ли сборная США выиграть чемпионат мира по футболу
Ушаков раскрыл неизвестные нюансы переговоров Путина, Уиткоффа и Кушнера
Трамп оценил возможность вручения ему Премии мира ФИФА
В Кремле рассказали, кто будет писать план урегулирования на Украине
Все новости