«Аэрофлот» налетел на убытки

«Аэрофлот» получил бумажный убыток в 17 млрд рублей

Андрей Ковалевский 02.03.2015, 20:47
Руслан Шамуков/ТАСС

Несмотря на роялти от зарубежных перевозчиков, чистый убыток «Аэрофлота» за прошлый год составил 17 млрд руб. Однако убыток бумажный, серьезных долгов у перевозчика нет, и банкротство ему не грозит, говорят эксперты. Тем не менее не исключено, что «Аэрофлоту» придется избавиться от собственной «дочки» — «Оренбургских авиалиний».

Крупнейший авиаперевозчик страны по итогам прошлого года продемонстрировал бумажные потери. Чистый убыток авиакомпании по итогам 2014 года составил 17,1 млрд руб. Для сравнения, в 2013 году авиакомпания заработала 7,33 млрд руб. К такому результату привела «неденежная переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые «бумажные» корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами», объясняет заместитель гендиректора по финансам и управлению сетью и доходами авиакомпании Шамиль Курмашов.

В авиакомпании призывают не драматизировать ситуацию.

«Это бумажный убыток, на денежные потоки он не влияет», — говорит пресс-секретарь «Аэрофлота» Максим Фетисов. Несмотря на чистый убыток, авиакомпании удалось увеличить выручку на 10%, до 319 млн руб.

Более того, «Аэрофлот» продолжил развиваться, показав опережающую по сравнению с авиатранспортной отраслью помесячную динамику операционных показателей. Число перевезенных пассажиров увеличилось на 10,7%, до 34,7 млн человек.

Нивелировать негативный эффект от отрицательных показателей помогла нехитрая внутренняя арифметика. Около 50% выручки «Аэрофлота» является валютной. Парадокс, но с учетом корректировки чистая прибыль (чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.) составила 10 млрд руб.

«Фактические убытки АФЛ по МСФО — это тот случай, когда макроэкономика оказалась сильнее менеджмента «Аэрофлота», — констатирует глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Выросший в четвертом квартале в два раза курс доллара, пересчет по лизинговым платежам за самолеты — все это не могло не сказаться на финансовых показателях авиакомпании». К примеру, в отчете по МСФО учтены будущие обязательства по финансовому лизингу ВС из расчета 56 руб. за доллар на 12 лет вперед. При этом стоимость существующих ВС и других активов компании, рыночная цена которых номинирована в долларах, не корректируется и отражается по курсу, по которому данные основные средства были поставлены на баланс, то есть по курсу 30–35 руб. за доллар.

Но не менее серьезный вклад в убыточность «Аэрофлота» внесли его «дочки».

Наиболее проблемными в прошлом году оказались «Оренбургские авиалинии» — «дочку» АФЛ подвел обанкротившийся туроператор «Идеал-тур». В прошлом году «дочке» АФЛ даже пришлось вывести из авиапарка девять самолетов. «Оренбургские авиалиний» по итогам прошлого года могли «откатать 4–5 млрд чистого убытка», считает Андрей Крамаренко из ВШЭ. Традиционно убытки приносит и другая дочка «Аэрофлота» — авиакомпания «Россия». По оценкам Крамаренко, это еще не менее 1 млрд руб. убытков.

Эксперты не исключают, что для сокращения убытков «Аэрофлоту» помимо внутренних оптимизаций придется избавиться от «Оренбургских авиалиний». «Но это вопрос не операционных убытков «дочки», а коммерческой выгоды АФЛ. Пока же переведенные во Внуково «Оренбургские авиалинии» удобно использовать против конкурентов, выдавливая их с рынка на ряде маршрутов, в том числе за счет демпинга», — говорит Крамаренко.

Но даже несмотря на убыточность и проблемные «дочки», пока «Аэрофлоту» ничего не угрожает, говорят эксперты. Таких долгов, как у «Трансаэро» и «ЮТэйр», у АФЛ нет, задолженность контролируемая и обслуживаемая, у авиакомпании есть приличный запас «кэша». В международном трансферном сообщении АФЛ чувствует себя неплохо. Плюс опять же у «Аэрофлота» сильные позиции в корпоративном сегменте, где падение не такое заметное. «Есть только одна авиакомпания, которая чувствует себя примерно так же уверено, — это S7. И это благодаря грамотному менеджменту», — говорит Крамаренко.

В целом авиаотрасль в этом году ждут непростые времена. Хотя после введения РЖД динамических тарифов происходит переориентация пассажиров с поезда на самолет и пассажиропоток на внутренних авиалиниях растет, платежеспособность населения невелика.

Тарифы на внутренних линиях поднять можно будет, только в случае если какие-то авиакомпании уйдут с рынка и снизится конкуренция. «Первый квартал этого года будет катастрофическим для всех, — говорит Крамаренко. — Возможно, скоро мы увидим несколько банкротств авиаперевозчиков».