Дешевый керосин туристам не поможет

Авиаперевозки будут дорожать, несмотря на снижение цен на авиатопливо

Нефтяные компании снижают цены на авиационный керосин, однако авиаперевозки не дешевеют. Некоторое снижение цен зафиксировано только при продаже билетов на перелеты по России, полеты в ближнее и дальнее зарубежье подорожали почти на 20%. Эксперты отмечают, что цены будут расти и в текущем, и в следующем году. Связано это с тем, что из-за девальвации рубля у авиакомпаний серьезно выросли рублевые расходы.

Падение мировых цен на нефть, начавшееся в середине лета прошлого года, повлекло за собой снижение цен на авиационный керосин. Баррель нефти стоил около $110, в четверг его цена балансирует около отметки в $56.
С авиакеросином, правда, все несколько сложнее. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), в начале января прошлого года тонна авиационного топлива стоила 33,594 тыс. руб. В середине июля (примерно тогда начали падать цены на нефть) биржевая стоимость авиакеросина составила уже 31,8 тыс. руб. А по данным на среду, 11 февраля, цена была 26,592 тыс. руб. за тонну.

Таким образом, биржевые цены на авиакеросин с момента, когда начала падать нефть, снизились примерно на 16%.

По данным Thomson Reuters KORTES, только с начала года цена авиакеросина в среднем по России снизилась на 6,1% и составила 26,931 тыс. руб. за тонну. Однако эксперты TRK отмечают, что это конкретное снижение скорее является сезонным, хотя и несколько превышает падение цен в аналогичные периоды прошлых лет. «Зимой сокращаются авиаперевозки и пассажиропоток, спрос на авиакеросин снижается, соответственно, падают и цены», — поясняют в Thomson Reuters KORTES.

В «ЛУКойле» «Газете.Ru» рассказали, что сейчас цена тонны авиационного топлива, производимого компанией, составляет 29,5 тыс. руб. (данные на 11 февраля). В середине лета цены «ЛУКойла» были на уровне биржевых, таким образом, снижение составило около 7,3%.

«Падение цен в долларовом эквиваленте в январе 2015 года по сравнению с январем 2014 года составило 46% во Внуково и 42% в Шереметьево», — рассказал «Газете.Ru» представитель «Роснефти».

При этом он отметил, что дополнительным фактором снижения затрат на топливо авиакомпаний стало возмещение акциза от государства (сумма акциза в 2015 году составляет 2300 руб. на тонну).

В действительности вычеты по акцизу составляют даже больше 2,3 тыс. руб. Дело в том, что, согласно статье №200 (пункт №21) российского Налогового кодекса, при вычете применяется коэффициент, который в 2015 году, например, составляет 2, а в следующем году установлен на уровне 1,84. Таким образом, сейчас из цены тонны авиакеросина вычитается не 2,3 тыс. руб., а 4,6 тыс. руб. Правда, касается это только российских авиакомпаний.

«Кроме того, как правило, авиаперевозчики покупают керосин с отсрочкой платежа, таким образом, ВИНКи фактически кредитуют отрасль», — добавляет представитель «Роснефти».

При этом цены на авиабилеты снизились только в случае полетов по России. По данным туристического портала Tutu.ru, с середины июля средняя цена в этом сегменте снизилась с примерно 6,6 тыс. руб. в середине июля до 6 тыс. руб. на конец января (-9%). Цена полета в дальнее зарубежье выросла примерно на 17% (9,9 тыс. руб. и 11,969 тыс. руб. соответственно). Авиабилеты в ближнее зарубежье подорожали почти на 20% (7,7 тыс. руб. и 9,57 тыс. руб.).

«Такой сильный рост напрямую связан с ростом курса евро — более чем на 60% за семь месяцев, — говорит гендиректор Tutu.ru Дмитрий Храпов. — Средняя цена на авиабилет в страны дальнего и ближнего зарубежья росла вместе с курсом. Особенно отчетливо это видно на пиках в середине декабря 2014 года и начале января 2015 года».

Глава холдинга ВИП-сервис (занимается бронированием авиационных и железнодорожных перевозок) Дмитрий Горин говорит, что авиакомпаниям удалось даже несколько нивелировать скачок курса евро.

«Но не следует забывать, что цена билета зависит от спроса — чем меньше свободных мест на рейсе, тем дороже будет билет», — поясняет Горин.

Во многом это определяется направлением, но и на одном и том же направлении, по словам Горина, загрузка может значительно различаться, что ведет к изменению цены билета.

По словам экспертов авиарынка, в перспективе билеты будут только дорожать. Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев указывает, что у авиакомпаний выросли рублевые издержки (именно из-за девальвации рубля), так как им приходится тратиться не только на топливо, но и на лизинг и техобслуживание.

Научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко говорит, что уже сейчас часть внутренних перевозок из-за слабого спроса убыточна на 25–30%. «Но резко поднять цены сейчас не получится — февраль вообще самый неудачный месяц в плане спроса на авиабилеты, — поясняет эксперт. — Поэтому цены будут расти постепенно, но это будет происходить не только в 2015-м, но и в 2016 году».