Пенсионный советник

Импорт по кривой

Продуктовым сетям могут запретить прямой импорт зарубежных продуктов

Карина Романова 12.02.2015, 09:10
Артем Коротаев/ТАСС

Группа депутатов и сенаторов разрабатывает законопроект, который может запретить российским продуктовым ритейлерам прямые поставки продукции из-за рубежа. По мнению его авторов, сети несправедливо предпочитают зарубежных производителей российским. Поставки без посредников осуществляются крупными компаниями и позволяют снизить стоимость товаров. Принятие предлагаемых поправок даст толчок к очередному росту цен, считают аналитики и участники рынка.

На продовольственные сети могут наложить очередное ограничение, на этот раз — на прямые закупки импортных товаров. О подготовке соответствующего законопроекта сообщил заместитель председателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Поправки планируется представить уже в ходе весенней сессии.

По словам Лисовского, российские магазины предпочитают закупать продукты питания напрямую из-за рубежа, что наносит ущерб интересам российских сельхозпроизводителей.

«Когда российская сеть заключает договор напрямую с импортером, российский производитель исключается из этой цепочки. Российской сети выгоднее работать с такими компаниями, чем с российскими производителями, даже если те предлагают хорошее качество и хорошие цены», — считает Лисовский.

Запрет прямых закупок, то есть двусторонней сделки между торговым предприятием и производителем, у зарубежных поставщиков приведет только к росту стоимости товаров, считают аналитики и участники рынка.

Прямые закупки импортных товаров, то есть без участия каких-либо посредников, позволяют сетям снижать стоимость товаров на полках магазинов, объясняет «Газете.Ru» аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева. «Сети по мере возможности заключают прямые контракты с поставщиками, тем самым, исключая из товаропроводящей цепочки оптовых импортеров и дистрибьютеров, — говорит она. — Экономически это целесообразно, поскольку сеть экономит на марже посредника. К тому же прямые контракты могут давать большую свободу выбора поставщика товара, а в ряде случаев повысить надежность  сроков и объемов поставок». С другой стороны, отмечает аналитик, ритейлеры, развивающие прямой импорт, несут и дополнительные риски и издержки, например валютные — из-за необходимости осуществлять платежи в иностранной валюте.

Помимо исключения посредников прямые закупки позволяют оптимизировать расходы и получать различные бонусы за величину заказа, что влияет на маржу крупных ритейлеров, уточняет младший аналитик RMG Артем Кислюк.

Такой подход выгоден как сетям, так и потребителям, поскольку при грамотном управлении организации бизнес-процессов ритейлеры получают больше возможностей найти качественный необходимый потребителю продукт по привлекательной цене.

Принятие инициативы и введение подобных ограничений дают риск очередного роста цен импортной продукции на полках магазинов или сокращения ассортимента продукции, считает Колупаева.

«У ритейлеров существуют налаженные механизмы поставок, выстроена система контрактов, поэтому любые изменения, например, как это было в августе 2014 года, могут привести к сбоям в логике закупок и дополнительным операционным издержкам, что сказывается и на ценах, и на качестве, и на ассортименте», — поясняет аналитик.

Что касается выбора между российскими и зарубежными производителями, то, по словам участников рынка, первоначально поиск товаров осуществляется именно среди российских поставщиков.

«Ашан» отдает предпочтение сотрудничеству с российскими производителями. В случае если на российском рынке у отечественных производителей невозможно найти тот или иной товар, сеть импортирует товары напрямую у иностранных производителей», — заявила «Газете.Ru» представитель ритейлера Мария Курносова.

Контракты с зарубежными поставщиками вряд ли ущемляют отечественных производителей, говорит аналитик. Торговые сети скорее, наоборот, заинтересованы принимать в свой ассортимент продукцию российского производителя, поскольку в ряде случаев стоимость такого товара и сроки его поставки намного привлекательнее, убеждена Колупаева. Однако в то же время производители должны соответствовать предъявляемым требованиям к качеству, своевременности поставок, стабильности объемов, и надлежащей упаковке, что удается им не всегда. В результате некоторые сети начинают развивать собственные проекты агропроизводства. К примеру, сеть «Магнит» развивает тепличное хозяйство по выращиванию огурцов и помидоров, которые поставляет в свои магазины.

Кроме того, выбору российских продуктов способствует и текущий курс валюты. «Эта инициатива озвучивалась еще прошлым летом, и сейчас она стала уже неактуальной из-за курса. Сейчас любая российская продукция будет дешевле зарубежной», — заявил «Газете.Ru» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов.

В текущем году инфляция, в том числе и продовольственная, показывает рекордный рост. По данным Росстата, с 3 по 9 февраля недельная инфляция в России замедлилась до 0,6 с 0,9% неделей ранее. С начала 2015 года по 9 февраля рост цен уже составил 4,8%. За одну неделю рис подорожал на 2,3%, мороженая рыба, подсолнечное масло, макароны, карамель и чай — на 1,5–1,9%. Цены на морковь и лук выросли на 3,1%, на огурцы — на 2,2%, на капусту — на 1,7%. Годовая инфляция уже превысила 15%.