Массовые дефолты российских компаний могут начаться сразу после праздников. Банки повышают ставки по рублевым кредитам для корпоративных заемщиков до 35–40% из-за роста ключевой ставки ЦБ до 17%, уровня, который глава МЭР Алексей Улюкаев назвал экстремальным, а кое-кто из бизнесменов — убийственным.
Если регулятор не снизит базовую ставку в январе, в первом квартале проценты по кредитам будут расти с большей скоростью, как и число банкротств.
Это приведет к массовым дефолтам в первом квартале 2015 года, предупреждают сразу несколько высокопоставленных источников в банковской сфере и бизнесмены.
Повышение ключевой ставки ЦБ до 17% в середине декабря привело в трепет многих корпоративных заемщиков. «Банки в массовом порядке повышают ставки по уже выданным кредитам. В отдельных случаях они выросли в три раза: с 12 до 36%. Это уже начало приводить к банкротству предприятий. На данный момент ко мне поступила информация о двух банкротствах в связи с повышением ставок, причем оба произошли в пищевой промышленности», — говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов.
По словам гендиректора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, если ставка не будет снижена, для многих отраслей она окажется неподъемной, и это грозит дефолтами, поскольку компании не смогут выполнять свои обязательства.
«Есть отрасли, в которых начались ухудшения еще в этом году, — это строительство, турбизнес, авиаперевозки. Доля просроченных кредитов в этом году неожиданно начала расти в торговых компаниях — как правило, большинство из них имеют короткие кредиты, им нужно рефинансировать/пролонгировать долг, так что торговый бизнес попадет первым под повышенную ставку. В любом случае пострадают все — ставка 17% не соответствует рентабельности бизнеса», — указывает Самиев.
Пока ставки для корпоративных заемщиков начинаются от 17–18%. «Но за первый квартал размер ставок для корпоративных заемщиков определенно будет пересмотрен, — говорит зампред правления банка «Возрождение» Людмила Гончарова. — Вопрос заключается в том, какой будет инфляция: чтобы компаниям пережить ключевую ставку в 17%, инфляция должна быть еще выше».
Если ЦБ ничего не предпримет, по оценкам партнера ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Алексея Терехова, резервы в банках уже в конце первого квартала вырастут на 10–15%.
Это может даже в определенной мере пойти на пользу рублю.
Поскольку резервы на возможные потери, которые банки держат в ЦБ, формируются в рублях, то вполне возможно, что резкое изъятие рублевой ликвидности с рынка приведет к резкому ее сокращению, а это, в свою очередь, опустит курс доллара по отношению к российской валюте, говорят эксперты банковского рынка.
Тем не менее экономику в целом это не спасет. Если ставка не будет понижена, прежде всего реальный сектор, да и другие отрасли ждут тяжелые времена — череда банкротств, изъятий банками залогов, банкротств уже самих кредитных организаций. Нужно готовить меры по предотвращению этого сценария, в том числе механизмы санации нестабильных банков под госгарантии, констатирует Титов. У ЦБ есть два варианта: либо в ближайшей перспективе понизить ставку, либо выдавать привилегированным агентам деньги под процент ниже ключевой ставки. «Власть одинаково боится и гиперинфляции, и дефолтов с последующими всплесками безработицы», — уверен сопредседатель совета директоров инвестиционной компании «Третий Рим» Андрей Мовчан, добавляя, что такая ситуация может привести к национализации компаний с высокой долговой нагрузкой.