Пешеходам включают зеленый свет

В Москве появятся пешеходные переходы «повышенной безопасности»

Столичные власти определили финалистов открытого международного запроса, объявленного департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, ГКУ «Экспертавтодор» совместно с ГБУ города Москвы «Центр инновационного развития» при департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства, посвященного безопасности на наземных пешеходных переходах.

«Открытые запросы Москвы»

Программа «Открытые запросы Москвы» реализуется департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и ГБУ г. Москвы «Центр инновационного развития». Цель программы – содействие поиску и пилотному внедрению передовых инновационных решений для актуальных проблем города Москвы. Поиск городских инноваций осуществляется с помощью открытых международных запросов. Данный инструмент позволяет получить доступ к широкому спектру инновационных технологий со всего мира.

Авторы проектов предлагают решать проблему высокого травматизма пешеходов при помощи «воздушной зебры», мобильного приложения, оповещающего об опасности, а также фотосенсоров, повышающих внимание всех участников дорожного движения.

В этом году изменились федеральные национальные стандарты, касающиеся безопасности дорожного движения. Помимо прочего, новые требования предусматривают использование желтого фона для «зебры», дорожных знаков на световозвращающих щитах желто-зеленого цвета, установку знаков «Пешеходный переход» над широкими дорогами, дублирование предупреждающих знаков дорожной разметкой, а также установку «лежачих полицейских» перед каждым переходом в населенных пунктах, кроме магистральных дорог и улиц.

Однако новые требования пока не получили повсеместного применения и не смогли отразиться на статистике травматизма среди пешеходов.

Между тем, по данным столичной ГИБДД, каждое третье ДТП в Москве происходит с участием пешеходов, причем четверть из них случается именно на пешеходных переходах. Для решения именно этой проблемы был объявлен открытый международный запрос на новые комплексные решения по обеспечению безопасности на наземных пешеходных переходах.

Как подчеркнул генеральный директор компании Citymart (партнер программы «Открытый запрос») Саша Хазельмайер, «выбрав безопасность и удобство пешеходов своими первоочередными задачами, Москва заняла важное место среди таких крупнейших городов, как Сан-Франциско, Стокгольм и Нью-Йорк, которые также считают, что безопасность пешеходов является одной из главных проблем в городской повестке дня». Он также добавил, что городу необходимо найти баланс между «более современными решениями по передвижению по городу и большей безопасностью пешеходов».

По словам руководителя ГКУ «Экспертавтодор» Владислава Юмашева, механизм открытого запроса является хорошей возможностью получить максимальное число решений для одной из самых острых проблем — безопасности при переходе через дорогу. «Участники запроса должны были учитывать несколько критериев: городскую застройку, ситуацию с дорожным движением в Москве, потенциальный рост транспортного потока, а также климатические условия столицы, — отмечает он. — Кроме того, предложенные варианты должны быть приспособлены к использованию маломобильными гражданами и не идти вразрез с существующими нормативно-техническими требованиями. Помимо этого, решения должны быть эргономичными, то есть, условно говоря, не требовать перестройки половины района».

Всего по запросу было предложено 41 решение, половина из которых – от российских компаний. Также заявки поступили из США, Финляндии, Великобритании и Китая. Большинство решений предлагают модернизировать саму «зебру», усилить ее подсветку, установить сенсоры и датчики движения как пешеходов, так и автомобилей.

В финал вышли пять заявок, лучшая из которых будет определена в декабре.

«Некоторые из заявок не предлагали ничего принципиально нового, а просто объединяли современные и зарекомендовавшие себя практики, — говорит Владислав Юмашев. — Есть и новаторские решения. И те и другие имеют право на жизнь. Например, креативные способы сделать переходы более безопасными могут уместно смотреться рядом с парками или в микрорайонах в той же Новой Москве, где есть возможность подвести электричество с нуля». Глава «Экспертавтодора» подчеркнул, что вопрос прокладки коммуникаций для реализации этих решений является принципиальным, потому что «не везде легко это сделать, особенно в центре города».

Проект «Интерактивный пешеходный переход» предлагает использовать видеокамеры, которые фиксируют количество пешеходов и машин, учитывают габариты автомобилей, скорость их движения, ускорения и торможения, а также оценивают намерения пешеходов и водителей. В зависимости от обстановки система подает звуковой сигнал и/или команду на световые излучатели, которые, в свою очередь, предупредят остальных участников движения о «слепых зонах» или об уже сложившейся опасной ситуации. Более того, пешеход сможет узнавать о текущем уровне безопасности конкретного перехода через смартфон, на который будет передаваться соответствующая информация, а водитель получит сигнал о том, что впереди переход, с помощью лазерных лучей, которые хорошо видно даже днем.

Авторы предложения «Воздушная зебра» предлагают дублировать разметку перехода с помощью ламп над проезжей частью. Предполагается, что проект не потребует значительных энергозатрат, также предусматривается возможность использования варианта конструкции, работающей на солнечных батареях.

Среди финалистов есть предложение о создании модульного перехода повышенной безопасности, скомпонованного из 19 элементов, которые можно использовать как вместе, так и в различных сочетаниях в зависимости от особенностей конкретного перехода и объема финансирования. В частности, в таком переходе используется контрастная подсветка, болларды (автоматически поднимающиеся столбики), а также комплекс видеоаналитики для фиксации возможных нарушений. Для опор и ограждений предлагается использовать сменные чехлы со световозвращающей черно-желтой расцветкой, которые, по задумке авторов, можно будет легко менять или чистить. Для освещения перехода предполагается использовать энергосберегающие технологии: светодиодную подсветку, аккумуляторы, оборудование с низким энергопотреблением, солнечные батареи. Сам переход может быть оборудован датчиком движения на включение освещения. Предусматриваются не только пандусы и рельефная плитка, но и, например, специальная мнемосхема для слепых и слабовидящих.

Проект «Safe2Walk» предполагает использование фотосенсоров, расположенных над уровнем земли. Система распознавания пешеходов, как планируется, позволит минимизировать время ожидания зеленого сигнала всеми участниками дорожного движения, поскольку светофор будет показывать нужный свет только тогда, когда кто-то появится около перехода. При этом зеленый свет для водителей включится лишь после того, как пешеход перейдет на другую сторону улицы, что сделает переход удобным для пожилых людей и инвалидов. Согласно исследованиям авторов решения, пропускная способность участка дороги, оборудованного такой системой, возрастает на 25%.

Наконец, еще один проект, вышедший в финал, — «CrosswalkEyes» — ориентирован прежде всего на слепых и слабовидящих пешеходов. С помощью датчиков система сможет вести мониторинг дорожной ситуации в режиме реального времени. Для предупреждения пешеходов предполагается использовать заранее записанные голосовые сообщения, громкость которых будет регулироваться в зависимости от уровня шума. Предупреждать автомобилистов о приближении к «зебре» будут специальные вертикальные знаки, видные издалека.

Лучшее из предложенных решений планируется реализовать в столице весной 2015 года.

По словам Владислава Юмашева, в 2015 году предполагается обустроить около 300 новых пешеходных переходов. «Есть много переходов, не адаптированных для маломобильных граждан, — отметил он. — И решения, которые выйдут в финал, могут быть опробованы как на новых, так и на существующих наземных пешеходных переходах». Также глава «Экспертавтодора» пояснил, что для реализации пилотного проекта подберут локации с различными типами переходов. «Если решение окажется успешным и его станут тиражировать, но при этом не будет соответствующего ГОСТа или пункта в правилах дорожного движения, то возможна инициация разработки и принятия соответствующего изменения, — сказал он. — Кроме того, лучшие решения можно будет реализовать в масштабе всего города, в рамках проекта «Моя улица».