За первые восемь месяцев 2014 года из России уехало больше людей, чем за любой полный год правления Владимира Путина, показывают данные Росстата . В январе — августе 2014 года из РФ эмигрировало 203 659 человек. Для сравнения, за тот же период 2013 года из страны выехало на постоянное место жительства 120 756 граждан.
За весь 2013 год из Российской Федерации «выбыло» 186 382 человека, и это был максимум с 1999 года (когда страну покинуло 214 963 человека).
Разница между количеством отъезжающих и приезжающих — в пользу последних, в основном за счет мигрантов из стран СНГ. Однако число приезжающих в РФ растет медленнее, чем поток отправляющихся из России. Так, количество «прибывших» в РФ в январе — августе 2014 года составило 361 384 человека, а в 2013 году — 315 350 человек. «Миграционный прирост населения России уменьшился на 16,2%, что произошло в результате возросшего числа выбывших из Российской Федерации (на 82,9 тыс.человек, или на 68,7%)», — отмечает Росстат.
Из сводки статистического ведомства явствует, что наши соотечественники в основном уезжают в США («миграционный прирост», то есть разница между приехавшими из этой страны и уехавшими в нее, здесь отрицательный — -644 человека), Германию (-588), Канаду (-347) и Финляндию (-283).
Впору говорить о новой волне российских эмигрантов на Запад. На этот раз «философский пароход» увозит в первую очередь предпринимателей. Агентство Bloomberg перечисляет наиболее заметных из тех, кто уже был вынужден покинуть страну: основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров сдал дела и уехал, по его собственным словам, чтобы не предоставлять спецслужбам данные украинских пользователей сети; разработчик мобильных игр компания Game Insight LLC целиком перевезла свою штаб-квартиру в Литву; Павел Мунтян, один из основателей мультипликационной студии Toonbox, переместил ее на Кипр. «Россия — один из основных рынков для нас, но на ближайшие несколько лет, видимо, этот рынок для нас закрыт, — говорит Мунтян. — Россияне считают наши мультфильмы недостаточно русскими. А мы не хотим быть русскими, мы хотим быть интернациональными. Зачем запирать себя?».
Эксперты рынка труда, опрошенные «Газетой.Ru», подтверждают: «утечка мозгов» усиливается.
Две тенденции
«В целом трудовая миграция в Россию положительная, но за счет притока из стран СНГ, — отмечает заведующий лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ Андрей Коротаев. — Это очень важно, потому что население России растет в основном за счет миграционного прироста». Но если говорить о миграции высококвалифицированной рабочей силы, то ситуация принципиально иная. «Отток так называемых «белых воротничков» есть, — констатирует Коротаев. — Действительно, в последние месяцы, может быть, есть интенсификация, связанная с санкциями и так далее». «Безусловно, отток специалистов увеличился за последние годы», - говорит управляющий партнер Open Staff, член НП «Эксперты рынка труда» Ольга Зиновьева.
«Люди, которые хотят капитализировать свои мозги, стремятся уехать из страны. Потому что в «резервации» заниматься наукой, разработками, делать серьезные исследовательские проекты крайне трудно, так как нет возможности полноценно обмениваться информацией и технологиями. Кроме того, для многих профессионалов и предпринимателей сегодня отъезд — это вопрос амбиций. Если исследователю отключают возможность участвовать в международных проектах, а бизнесмена лишают возможности поставлять свою продукцию на внешние рынки, они задумываются об отъезде. Что такое российский рынок? Это всего лишь 146 млн человек плюс сложная логистика и недружелюбная бюрократическая среда. Конечно, если мозги способны произвести продукт, который пользуется спросом на рынке, они хотят, чтобы этот рынок был как можно больше», — говорит руководитель проекта CareerDriver.ru Роман Иванов.
Согласно данным исследования, проведенного The Boston Consulting Group, HeadHunter и The Network, 41% россиян согласились бы переехать в другую страну ради работы. Среди городов, куда жители РФ с радостью бы перебрались, лидирует Лондон. Затем идут Нью-Йорк, Париж, Берлин и Барселона.
Но есть и обратная, впрочем, столь же негативная тенденция.
«Некоторые иностранные компании начинают массовые сокращения российских специалистов из офисов за рубежом. В первую очередь это заметно в нефтяной промышленности и в машиностроении, на которые наложены санкции. Что, кстати, можно воспринимать как сигнал о том, что санкции введены всерьез и надолго. Если компания потеряла в России рынок сбыта, она начинает избавляться от людей, которые обслуживали этот рынок, — инженеров, специалистов, продавцов. Эти люди будут возвращаться в Россию. Это уже началось», — говорит Иванов. Он уточняет, что лично знаком с кадровиками нескольких европейских компаний, которые расформировывают команды российских специалистов. «Наблюдается возвращение тех, кто уезжал на заработки в Европу и другие страны», — подтверждает директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев.
Эти вернувшиеся специалисты несколько улучшают миграционную статистику, не улучшая при этом экономической конъюнктуры.
«Обе тенденции полностью определены геополитической ситуацией», — подчеркивает Иванов.
Кто уезжает
По словам Лебедева, отток заметен сразу по нескольким направлениям. «Это, например, научные сотрудники. Их отъезд связан даже не столько с оплатой труда, сколько с самой возможностью работать — наличием необходимого оборудования, материалов и фундамента, который у нас не развился либо утерян. Для предпринимателей, которые уезжают, определяющим все еще является уровень зарплат, а также такое субъективное понятие, как «уровень жизни» — кто-то понимает под ним климат и культурные особенности, кто-то законодательство и простоту ведения бизнеса», — говорит аналитик HeadHunter.
«Уезжают все. Эмиграция не имеет отраслевой направленности, — считает Иванов. — С точки зрения отдельных отраслей с экономикой ничего не произошло, все проблемы на макроуровне».
Отток может увеличиться. «Последствия политических изменений мы увидим с временным лагом, потому что переезд в другую страну — не быстрое мероприятие. Сейчас уезжают те, кто начал готовиться заранее, для кого политическая ситуация могла стать последней каплей», — объясняет Лебедев.
Как это скажется на рынке труда
В нормальной ситуации ничего страшного в оттоке специалистов нет, напоминает Коротаев. Чем больше людей уезжает в другие страны и чем более высокие должности они там занимают, тем большую пользу приносят «родной» экономике. Во-первых, кто-то набирается опыта за рубежом и возвращается, передавая его, рассказывает Коротаев. А во-вторых, даже те, кто остается за границей, обеспечивают своей стране деловые связи. «Почему Индия смогла превратиться в мировой IT-офис? Конечно, там низкая стоимость рабочей силы при достаточной квалификации. Но очень важно, что среднее и высшее менеджерское звено крупнейших мировых IT-компаний в большой степени состоит из индийских специалистов. Догадайтесь, где индийский специалист при прочих равных предпочтет разместить заказ — в Китае, России или Индии», — говорит Коротаев.
Такая эмиграция России тоже была бы полезна, однако сейчас картина совсем другая. «Утечка мозгов» приведет к тому, что качество технологических и управленческих процессов в стране будет падать. Главная же проблема для рынка труда состоит в том, что экономика тормозится. Трудно найти крупную компанию, которая не готовится в ближайшие пару месяцев объявить о сокращениях персонала как минимум на 10%. Причем это оптимистичный прогноз. Всех этих людей надо будет куда-то устраивать», — отмечает Иванов.
Таким образом, с одной стороны, нас ожидает рост безработицы, а с другой — сохранится и даже увеличится дефицит квалифицированных кадров, который так часто называют одной из структурных проблем экономики РФ.
«Даже в Москве наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов, — констатирует Лебедев. — При том что общая конкуренция среди соискателей высокая и продолжает расти».
«Дефицит квалифицированной рабочей силы останется. Страна за последние четыре-пять лет никак не модернизировала свою систему профессиональной подготовки», — поясняет Иванов.