Пенсионный советник

Турция изгоняет Moody's

Тайип Эрдоган угрожает приостановить сотрудничество с Fitch и Moody's

Анастасия Кленницкая, Владимир Тодоров 17.09.2014, 19:50
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган AP Photo
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Турция может отказаться от услуг международных рейтинговых агентств Moody's и Fitch из-за их политизированности при оценке экономического состояния страны. Возможно, в будущем турецкое правительство приступит к созданию собственного национального агентства. Подобный проект уже развивает Россия совместно с Китаем, но эксперты полагают, что он не будет конкурентоспособным на международной арене.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил международные рейтинговые агентства Moody's и Fitch в том, что при оценке экономического положения в стране они руководствуются политическими мотивами. «Мы уже приостановили сотрудничество со Standard & Poor's, и, если они будут продолжать в том же духе, я могу попросить премьер-министра, чтобы было прекращено сотрудничество и с обеими этими компаниями», — передает Reuters слова Эрдогана со ссылкой на турецкие СМИ. Однако турецкий президент добавил, что пока ситуация не настолько не устраивает власти.

И Fitch, и Moody's в последние недели неоднократно предупреждали о потенциальном влиянии длительной политической неопределенности, последовавшей за победой премьер-министра Турции Эрдогана на первых прямых выборах президента страны 10 августа. Так, Fitch в начале сентября сообщило, что в преддверии парламентских выборов Центробанк Турции может оказаться под политическим давлением и снизить процентные ставки, несмотря на инфляцию. Moody's же еще в августе заявило, что победа Эрдогана на президентских выборах не решит проблем с экономическими рисками.

В мае 2012 года Эрдоган, находясь на посту премьер-министра Турции, подверг жесткой критике агентство Standard & Poor's за пересмотр прогноза по суверенному рейтингу страны в сторону понижения (с «позитивного» на «стабильный») в условиях положительной динамики турецкой экономики. После разрыва контракта министерства финансов с S&P агентство заявило, что продолжит публиковать для инвесторов «добровольный» рейтинг Турции, за который государство не будет платить. Также в марте 2014 года по решению Эрдогана в Турции был заблокирован доступ к видеохостингу YouTube и сервису микроблогов Twitter. Основанием для блокировки последнего стало то, что руководство сервиса не смогло удалить твиты с обвинениями в коррупции высших должностных лиц Турции. Впоследствии суд в Анкаре признал незаконными обе блокировки, оставив под запретом лишь 15 спорных видеороликов с критикой в адрес основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка.

Сейчас Fitch дает Турции рейтинг BBB- со стабильным прогнозом, а Moody's — Baa3 с негативным прогнозом.

Не только Турция недовольна рейтингами западных агентств. В конце апреля 2014 года была предложена идея создания национального рейтингового агентства и в России, поскольку из-за украинского кризиса S&P, Moody's и Fitch изменили рейтинги и прогнозы в отношении России в целом, а также ряда российских банков.

Возможность создания отечественного аналога американской «большой тройки» обсуждалась на совещании у Игоря Шувалова при участии представителей российских рейтинговых агентств «Эксперт РА», «Рус-рейтинг», Национального рейтингового агентства и AK&M, а также ряда банков. По результатам обсуждения участники совещания сошлись во мнении, что не нужно объединять существующие агентства в одно, а новое, если и будет создано, то без участия государства или Центробанка. Также было поручено проработать вопрос о расширении использования рейтингов российских агентств и разработать законопроект о регулировании рынка рейтинговых агентств, в частности по их аккредитации.

В 2011 году критика в адрес S&P звучала и в Европе. Тогда в ответ на запланированный пересмотр кредитных рейтингов 15 стран еврозоны многие политики высказывали мнения, что в условиях долгового кризиса в Европе американские эксперты «не могут быть нейтральным термометром». По словам главы Федерального объединения европейских центров защиты прав потребителей Герда Биллена, ситуация, когда финансовый сектор погоняет «демократические легитимные государства», неприемлема. А премьер-министр Люксембурга, ныне председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что решение S&P было «сильным и несправедливым преувеличением».

Недовольство работой западных рейтинговых агентств выражал и Китай. В 2009 году было создано агентство Dagong Global Credit Rating, в рейтинге которого США находятся на шесть пунктов ниже, чем у американских агентств, а Россия — на две ступени выше, чем США. При составлении рейтинга китайское агентство ориентируется в большей степени на фундаментальные показатели, например на коэффициент задолженности, который у России и Китая действительно намного лучше, чем у США.

В июне 2014 года министр финансов Антон Силуанов объявил, что Россия и Китай договорились о создании совместного рейтингового агентства. Скорее всего, речь идет о развитии проекта Universal Credit Ratings Group — партнерства «Рус-рейтинга», Dagong и американского Egan-Jones Ratings. «На первых порах это агентство будет заниматься оценкой проектов, инвестиций в области российско-китайского сотрудничества. По мере набора веса и авторитета мы считаем, что оно может выйти и на уровень, когда к его услугам могли бы прибегать и другие страны», — заявил чиновник.

Однако процесс создания национального и даже российско-китайского агентства вряд ли будет быстрым.

«Для создания крупного игрока на рынке рейтинговых агентств необходимы усилия ряда стран для придания новому игроку рыночного авторитета, — рассказал «Газете.Ru» руководитель аналитического департамента Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. — К тому же новые игроки априори будут ограничены во влиянии, при условии наличия уже существующих глобальных рейтинговых агентств, использующих преимущество первичного и долгосрочного нахождения на рынке».

По словам эксперта, для новых игроков довольно высоки издержки по выходу на рынок; кроме того, перед странами — организаторами подобных агентств стоит необходимость заключения альянсов для приобретения агентствами глобального веса. «Именно поэтому новые агентства на развивающихся рынках ограничены региональными рамками и не играют глобальной роли. Это не позволяет стимулировать конкуренцию в этом сегменте и создать игроков, которые могут стать реальной альтернативой Standard & Poor's, Fitch и Moody's», — резюмирует Лисоволик.