В Киеве дорожает хлеб. «Киевхлеб», крупнейший производитель хлебобулочных изделий, пошел на беспрецедентный шаг и повысил отпускные цены в среднем на 10%. Согласно официальному сайту компании, социальные сорта хлеба подорожали на 0,3 грн (0,81 руб.), остальные — на 0,3–0,9 грн (0,81–2,43 руб.).
«Мы вынуждены были пойти на этот шаг, поскольку «Киевхлеб» работает убыточно.
Постоянно дорожают все составляющие себестоимости, а именно — мука, газ, электроэнергия, транспортные расходы и т.д. Предприятие до последнего ожидало стабилизации ситуации и удерживало цены на свою продукцию», — говорится в официальном сообщении компании.
Власти создадут сеть киосков
Эта новость шокировала украинских чиновников, которые наперебой стали успокаивать украинцев. Например, министр аграрной политики и продовольствия Украины Игорь Швайка сообщил, что массового подорожания хлебобулочных изделий в ближайшее время не произойдет. При министерстве, по его словам, создана специальная рабочая группа, которая будет держать на контроле вопрос подорожания хлеба. «Я понимаю, что людям хочется покупать дешевые сорта хлеба, и наша задача сегодня — сбалансировать рынок так, чтобы не было непредусмотренных вещей», — заявил он. Однако контролировать цены властям непросто. Стоимость социально значимых продуктов на Украине регулируется, но регулирование распространяется только на государственные компании. А «Киевхлеб» и другие крупные украинские пекарни — частные.
Киевская администрация предложила решение на уровне розницы, а именно — создание сети киосков. Чиновники в ближайшие дни намерены объявить инвестиционный конкурс по созданию собственной сети из 500 киосков по торговле хлебобулочными изделиями. Правда, детального проекта пока нет, говорит первый заместитель председателя администрации Игорь Никонов. Неясно, как таким образом можно будет влиять на цену заводов-производителей.
Известно лишь, что будущий собственник сети киосков берет на себя повышенные обязательства: обеспечить киевлян нужным количеством хлеба и хлебобулочных изделий и бесперебойной поставкой товара, а главное — в течение трех лет не повышать цены на социальные сорта хлеба.
Участие в конкурсе могут принять и хлебобулочные предприятия, которые уже имеют собственную фирменную розницу. Они смогут получить дополнительный рынок сбыта и льготы на землю под киосками.
Тревогу чиновников можно понять. В этом году из-за резкой девальвации национальной валюты с 8 до 13 грн за доллар многие потребители отказались от импортной продукции и переориентировались на социальные группы товаров (хлеб, молоко, мука, макаронные изделия, масло и пр.). Наценки на этих продуктах регулируются государством и не могут превышать 15%. «Несмотря на то что многие товары подорожали на 15–20%, наш оборот за семь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого не вырос. Покупатели массово приобретают более дешевую продукцию и внимательно смотрят на цену товара», — добавляет совладелец сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев. Это подтверждает и исследование компании GFK. По ее данным, в июле индекс потребительских настроений упал на 1 пункт и составил 65,1.
Розницу придется дотировать
Производители хлеба и хлебобулочных изделий пока не спешат участвовать в инвестиционном конкурсе и изучают сложившуюся ситуацию. «Мы надеемся, что ограничения чиновников можно будет обойти — установить фиксированные цены на два-три наименования продукции. В этом случае на товары остального ассортимента удастся периодически повышать цены», — рассказывает директор одного из киевских хлебокомбинатов, который попросил не называть его имени. Но даже в этом случае розница может не принести прибыли, считает управляющий партнер компании Retainet Александр Ланецкий. Он поясняет, что продажа таких изделий не приносит большой прибыли: оборот из-за относительно невысоких цен на продукты относительно небольшой. Часто он не позволяет покрыть все затраты ритейлера. Поэтому такие киоски придется дотировать либо из местного бюджета, либо самому оператору.
Более того, конкуренция на рынке продаж хлебобулочных изделий сейчас довольно жесткая: все крупные производители уже имеют свои сети. Киоскам трудно будет конкурировать и с продовольственными сетями, в которых, как правило, представлен большой ассортимент этой продукции.
Киевская администрация намерена подписать соглашение с продавцами хлебобулочных изделий о том, что торговцы не имеют права повышать стоимость социальных сортов хлеба в течение трех лет. Но поскольку понятие «социального сорта хлеба» в законодательстве не прописано, киевская администрация теоретически может потребовать зафиксировать цены на весь ассортимент продукции собственника киоска. Понятие «социального хлеба» не закреплено на законодательном уровне, поэтому под эту категорию рискует попасть продукт любой рецептуры, считает гендиректор отраслевого объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко. Это значит, что власти могут потребовать от собственника киоска не поднимать цены на любой продукт.