Министерство сельского хозяйства Польши взбунтовалось против властей Евросоюза. Нельзя допустить, чтобы «главными жертвами экономических и хозяйственных ограничений ЕС и США в отношении России стали польские садоводы и огородники», заявляют в ведомстве.
Главный аграрий Польши Марек Савицкий направил еврокомиссару по сельскому хозяйству и сельскому развитию Дачану Чолошу официальное письмо с просьбой компенсировать потери, связанные с введением ограничений на ввоз на территорию России овощей и фруктов из Польши. Запреты последовали почти сразу после введения ЕС экономических санкций в отношении России, 1 августа.
Официальная Варшава вправе требовать финансовую компенсацию за утерю российского рынка, уверены в минсельхозе. В 2013 году Польша экспортировала в Россию более 800 тыс. тонн овощей и фруктов на 336 млн евро. В этом году прогнозировался рост поставок в Россию. Но в результате эмбарго Польша понесет убытки.
«Суммарные ожидаемые потери для польского плодоовощного сектора, связанные с введением Россией эмбарго, могут составить 500 млн евро», — отмечается в сообщении польского минсельхоза.
По мнению министерства, «польские производители овощей и фруктов стали первыми жертвами ограничений Европейского союза в отношении России».
Еврокомиссия получила запрос Польши о компенсации убытков, сообщил в пятницу вечером пресс-секретарь ЕК Фредерик Винсен, отказавшись назвать сумму возможной компенсации и сроки рассмотрения жалобы.
Для небольшой польской экономики закрытие российского рынка сельхозпродукции — значительная потеря. При прогнозируемом росте ВВП Польши в текущем году в 3% антироссийские санкции, а, точнее, последовавшие за этим запретные российские меры, унесут 0,6% ее экономики, подсчитал вице-премьер страны Януш Пехочиньский.
Запрет Россельхознадзора касается польских яблок, груш и айвы, абрикосов, вишни и черешни, персиков, нектаринов, сливы и терна, а также капусты. Утверждается, что польские партнеры не соблюдают требований к сертификации продукции. Это первое обоснование запрета.
Второе — в продукции выявлены два вида карантинных для России объектов: западного калифорнийского цветочного трипса и восточной плодожорки.
Помимо этого в польской растительной продукции содержится значительное превышение максимально допустимых уровней остаточного содержания пестицидов и нитратов.
Вредным оказалось и польское мясо. В официальном сообщении Россельхознадзора говорится, что в ходе лабораторных исследований охлажденной говядины и фарша индейки, поставленных из Польши, были выявлены вредоносные микроорганизмы. Кроме того, в индюшачьем фарше было выявлено наличие сальмонеллы. На основе полученных результатов Россельхознадзор принял решение ужесточить лабораторный мониторинг в отношении продукции этих предприятий и предупредил ветеринарную службу Польши о «недопустимости подобных нарушений».
Российский рынок — ключевой для польских аграриев, отмечал ранее глава польской Ассоциации садоводов Томаш Солис. В Россию экспортируется до 70% всей сельхозпродукции. По данным Центрального бюро статистики Польши, экспорт фруктов и овощей из Польши в Россию превышает 1 млрд евро в год. На долю Польши приходится пятая часть от всей плодоовощной продукции, поступающей в Россию по импорту.
Найти какую-нибудь неразрешенную плодожорку или выявить ненадлежащее оформление сертификатов можно у любой страны-экспортера, отмечает Алексей Портанский, профессор НИУ ВШЭ, намекая на политическую подоплеку введенного Россией эмбарго.
Шансы на получение Польшей компенсации невелики.
Во-первых, потребовать компенсации могут и другие страны — члены Евросоюза, как и кандидаты в члены ЕС, подписавшие договор о зоне свободной торговли и пострадавшие от санкций, отмечает эксперт. Денег на всех просто не хватит. В очереди на компенсацию могут оказаться Украина, Сербия, Молдавия, Грузия, Греция...
Во-вторых, Евросоюз попытается переложить ответственность за эмбарго на Россию. «Нашу страну уже обвиняют в том, что нарушены правила свободы торговли в рамках ВТО», — говорит Портанский. На разбирательства уйдут годы, оперативно получить денежную компенсацию не получится.
В свою очередь постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заявил в пятницу, что секторальные санкции Евросоюза и США против России противоречат нормам ВТО. По его словам, санкции требуют юридического анализа, но Россия в любом случае «не колеблясь» будет добиваться отмены санкций через эту международную организацию.
Пока власти выясняют, кто прав, кто виноват, поляки пытаются самостоятельно компенсировать запреты. В прошлом году Польша поставила в Россию 1188 тыс. тонн яблок. Примерно такой же объем теперь останется в стране и может элементарно сгнить.
Часть урожая, возможно, получится сбыть по дешевке в азиатские страны, надеются власти Польши.
Остальное необходимо съесть. Среднестатистический поляк съедает в год 14 кг яблок. Не так много. На волне патриотизма поедание яблок наверняка вырастет, но все равно это не решение проблемы. Невостребованную часть можно, в конце концов, пустить на производство сидра.
В социальных сетях Польши звучат призывы доказать России, что польские яблоки имеют высокое качество, что нужно сплотиться в борьбе за сохранение яблочного сада. «Ешь яблоки назло Путину», — призывает издание Gazeta Wyborcza, отмечая, что эмбарго со стороны России — это большая политика.