Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

За дефицит бюджета заплатит народ

Минфину не хватает денег для финансирования расходов бюджета

Возможности государства финансировать расходы бюджета исчерпаны, признал во вторник министр финансов РФ Антон Силуанов. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Минфин выступил с рядом инициатив, которые должны увеличить доходы бюджета. Платить за расточительность правительства в конечном счете будут граждане и бизнес.

Минфин планирует увеличить доходы бюджета в 2015 году. Для этого ведомство Антона Силуанова предлагает увеличить размер акциза на табак, ввести пошлину для «Газпрома» на экспорт газа в Турцию, а также вернуть налог с продаж.

Дефицит региональных бюджетов закроют граждане

Министерство финансов рассматривает возможность наделить регионы правом вводить налог с продаж в размере до 3%. Об этом во вторник в преддверии заседания комиссии по бюджетным проектировкам заявил глава Минфина Антон Силуанов.

По словам министра, налог с продаж сконцентрируется в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, где есть крупные торговые сети. «Это около 200 млрд руб. для субъектов Российской Федерации», — уточнил министр.

Налог с продаж (НСП) — косвенный налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения ими товаров либо услуг. Как правило, рассчитывается как доля от стоимости товара или услуги.

Налог с продаж вводился в России дважды. В первый раз НСП в размере 5% был введен в 1991 году в качестве замены существовавшему ранее налогу с оборота. Собранные средства пошли на стабилизацию денежного обращения в СССР, а также обеспечение программы поддержки малообеспеченного населения.

После распада СССР НСП был заменен налогом на добавленную стоимость. Однако уже в 1998 году правительство разрешило регионам самостоятельно принимать решение о введении налога с продаж на своей территории в диапазоне от 0 до 5%. При этом сборы от НСП делились между региональными и муниципальными бюджетами в пропорции 40 на 60.

Введение НСП вызвало недовольство со стороны российского бизнеса. Ряд предпринимателей обратились в Конституционной суд (КС) с просьбой оценить введенный налог.

В январе 2003 года КС постановил, что НСП нарушает конституционный принцип равного налогового бремени и создает дополнительные преимущества для юридических лиц, работающих по безналичному расчету. В итоге с 1 января 2004 года налог с продаж был отменен.

Вопрос о возвращении НСП был снова поднят в 2012 году. Тогда вице-премьер Аркадий Дворкович высказался за идею замены НДС на налог с продаж, а также сообщил, что в правительстве уже прорабатываются такие варианты. Однако заявление Дворковича не было поддержано профильными министерствами. Тогдашний глава Министерства финансов Алексей Кудрин выступил с критикой предложения Дворковича и пообещал, что не допустит замены НДС на НСП. С аналогичной позиции выступило и Минэкономразвития. Возглавлявшая министерство Эльвира Набиуллина отметила, что в России должно быть меньше налогов на деятельность и больше на имущество.

«Сейчас доходы регионов серьезно сократились, в результате в их бюджетах образовался разрыв в 2% от ВВП, не считая расходов на выполнение майских указов президента, — рассказал «Газете.Ru» директор Центра исследований региональных реформ ИПЭИ РАНХиГС Александр Дерюгин. — Средств для покрытия этого разрыва у Минфина нет. В то же время отказаться от реализации крупных инфраструктурных проектов в регионах тоже нельзя. В результате в отсутствие других источников пополнения бюджетов единственным возможным выходом остается увеличение налогового бремени».

«С введением налога с продаж однозначно вырастут цены, минимум на 3%», — заявил «Газете.Ru» гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

К тому же рост цен скажется не только на потребителях, но и на продавцах. «Учитывая, что население у нас не становится богаче, ритейлеры могут пострадать в случае сокращения потребления, спроса среди населения, — утверждает Бурмистров. — Точно возникнут проблемы со сбором налогов с малой розницы и с частных предпринимателей, например, там, где не используются кассовые аппараты».

Против нового налога высказываются и ритейлеры. «Налог с розничных продаж в конечном итоге неизбежно ляжет на потребителей. Крупные розничные сети — это совершенно прозрачные, законопослушные компании, которые на 100% платят все налоги и, работая в условиях жесткой конкуренции, оперируют с минимальной маржой, их рентабельность составляет 1–3%. Иного решения, кроме как перенести дополнительное налоговое бремя в розничную цену, у них нет, — пояснил «Газете.Ru» президент ГК «ДИКСИ» Илья Якубсон. — В последние годы доля таких сетей неуклонно растет, что по многим причинам благо для экономики, в том числе как главный инструмент сдерживания инфляции. Введение дополнительного налога — неизбежный вклад в разгон инфляции и, как следствие, снижение уровня жизни простых граждан».

Впрочем, пока предложение министра финансов еще не вынесено на обсуждение в правительстве. «Если Минфин решит вынести эту тему на уровень правительственного обсуждения, то ее будут обсуждать», — сообщил представитель секретариата первого вице-премьера России Игоря Шувалова.

Здоровье нации поддержат рублем

Помимо введения налога с продаж в Минфине также рассматривают возможность увеличения акциза на табачную продукцию. «Мы говорим об увеличении индексации ставок на табачную продукцию, на сигареты более дорогого сегмента», — сказал Силуанов об одном из предложений Минфина.

Министр финансов не уточнил, насколько планируется поднять акцизы.

Акцизы на табачную продукцию увеличиваются регулярно. В среднем в последние семь лет годовой рост составлял от 20 до 40%. Если в 2007 году ставка налога на 1000 сигарет составляла не менее 115 руб., то в 2016 году размер минимального акциза должен возрасти до 1600 руб.

В 2017 году ставка акцизов на табачную продукцию будет вновь проиндексирована на 10%. В результате минимальная стоимость акциза на сигареты и папиросы достигнет 1760 руб. за 1000 штук, а цена самой дешевой пачки сигарет составит 74 рубля.

Таким образом, за 10 лет акциз на сигареты увеличится почти в 14 раз.

Новое увеличение акциза может отрицательно сказаться на отрасли, а также увеличить долю контрафактной продукции, предупреждают в табачных компаниях. «Повышение налогов приведет к росту цен и ударит в первую очередь по простым курильщикам. По предложенной Минфином схеме пачка сигарет в следующем году в среднем подорожает до 71 рубля – на 11, а не на 6 рублей, как планировалось раньше, — заявил «Газете.Ru» директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. — Доходы россиян не растут такими темпами, а значит, курильщики будут искать более дешевую продукцию. Резкое повышение цен спровоцирует рост контрафакта, контрабанды и нелегальных поставок сигарет из соседних стран, ведь российские цены станут уже вдвое выше белорусских и казахстанских». При этом, как отмечает Лютый, дополнительное повышение налогов противоречит политике России по гармонизации табачных акцизов с соседями.

Иного мнения придерживаются эксперты. «Повышение акцизов — самая эффективная мера по борьбе с табаком», — уверен юрист Антитабачной коалиции общественных организаций Виктор Зыков. А глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает жалобы табачной индустрии необоснованными.

За последние полгода доля контрафактной табачной продукции возросла в 2,5 раза, говорится в исследовании «TNS Россия». В прошлом году в России было продано больше 31,5 млн пачек поддельных сигарет. Однако данные первого квартала говорят, что в этом году можно ожидать увеличения оборота до 80 млн пачек. По оценке экспертов, в случае реализации такого объема контрафактной продукции в России финансовые потери бюджета составят более 2 млрд руб. налогов. В то же время на российский рынок продолжает поступать продукция из Белоруссии и Казахстана, где из-за более низких акцизов сигареты стоят дешевле.

Национальное достояние поправит национальное состояние

Помимо потребителей, ритейлеров и табачных компаний новые предложения Минфина коснутся и «Газпрома». В частности, речь идет о введении акциза на газ, экспортируемый в Турцию по трубопроводу «Голубой поток».

«Он сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута», — сказал Силуанов. По его словам, речь идет не о повышении цены на газ для Турции, а о чисто фискальных мерах, которые могут принести бюджету около 40 млрд руб. ежегодно.

Газопровод «Голубой поток» протяженностью 1213 км и мощностью 16 млрд кубометров был построен в рамках российско-турецкого соглашения, по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд кубометров газа в 2000–2025 годах. Строительство газопровода осуществлялось российско-итальянской компанией, которой в равных долях владели «Газпром» и итальянская Eni, а затраты на строительство составили $3,2 млрд. Коммерческие поставки российского природного газа по «Голубому потоку» в Турцию начались в феврале 2003 года.

В прошлом году по «Голубому потоку» было поставлено 13,7 млрд кубометров газа. При цене для Турции около $400 за 1 тыс. кубометров в 2013 году поставки по этой трубе принесли «Газпрому» около $5,5 млрд.

Межправительственное соглашение между Россией и Турцией предусматривает, что поставляемый по «Голубому потоку» газ не облагается экспортной пошлиной в размере 30% от стоимости до тех пор, пока проект не выйдет на окупаемость.

Однако в Министерстве финансов уверены, что «Газпром» уже вернул вложенные в строительство средства и теперь должен платить экспортную пошлину.

«Если экспортная пошлина будет возвращена, бюджет может получить даже больше, чем 40 млрд руб. в год, — заявил «Газете.Ru» аналитик «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Кокин. — С точки зрения Минфина возврат экспортной пошлины для «Голубого потока», безусловно, имеет смысл. Однако для «Газпрома» это будет означать потерю около 3% EBITDA (прибыли без учета налога и амортизации) в год. «Газпром» наверняка будет протестовать, компания может апеллировать к тому, что ей нужны средства на строительство инфраструктуры для поставок в Китай».

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть