Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Первый канал хотят засудить за плагиат

Первый канал обвинили в плагиате программы «Один в один»

Екатерина Брызгалова 22.04.2014, 12:02
Кадр из телепередачи «Точь-в-точь» 1tv.ru
Кадр из телепередачи «Точь-в-точь»

Первый канал обвинили в плагиате передачи «Один в один». Владелец прав компания Endemol планирует подать в суд на телеканал. Программу «Один в один» изначально транслировали на Первом, но затем правообладатель принял решение о переходе на «Россию 1». По словам источников «Газеты.Ru», Первый канал вовремя не расплачивался по договору.

Испанское подразделение группы Endemol, специализирующееся на дистрибуции телевизионного контента, готовит иск к Первому каналу, сообщила компания.

В Endemol посчитали, что телепрограмма Первого под названием «Точь-в-точь» (участники шоу копируют известных музыкальных исполнителей) является полной копией программы «Your Face Sounds Familiar», создателем которой является испанская компания Gestmusic Endemol.

При этом в России существует официальная версия этого шоу, которая выходит на телеканале «Россия 1» под названием «Один в один». Адаптирует формат в России стратегический партнер Endemol — «Вайт Медиа».

Первый сезон шоу «Один в один» транслировался на Первом канале, но в феврале 2014 года Endemol приняла решение сменить вещателя. А уже 2 марта 2014 года на Первом начали показ программы «Точь-в-точь», суть которой также в копировании действий известных артистов.

При создании «Точь-в-точь» канал разрешения у Endemol не запрашивал, никакие лицензии ему предоставлены не были. Таким образом, факт производства и выпуска в эфир телевизионного шоу, копирующего существенную часть оригинальной программы «Your Face Sounds Familiar», нарушает права Endemol как владельца исключительных прав на оригинальный формат и оригинальную программу, говорится в сообщении компании.

Представитель Первого канала отказался от комментариев.

Компания Endemol разорвала отношения с Первым каналом из-за того, что тот задерживал платежи за программы. Стоимость показа одной передачи оценивается в 18 млн руб., рассказал «Газете.Ru» источник в компании, знакомый с процессом.

Но собеседник издания, осведомленный о ситуации на рынке, утверждает, что Первый канал не задерживал платежей. По его словам, ВГТРК предложила в два раза больше денег за трансляцию передачи — почти $1 млн. Более того, «Вайт Медиа» подписала соглашение с ВГТРК о дальнейшем предоставлении контента.

Но на момент показа последнего выпуска «Один в один» на Первом канале долг перед правообладателями все еще был, утверждает источник, близкий к Endemol. Другой информированный собеседник говорит о том, что Первый не захотел платить необходимую сумму, так как вклад Endemol в развитие программы был минимальным: все отборы на участие в шоу, а также конкурсы проводились силами Первого канала. Всего на нем было показано 13 выпусков «Один в один», заключительное шоу вобрало в себя лучшие моменты программы.

За последний год финансовое состояние Первого канала несколько ухудшилось: впервые за свою историю он стал убыточным. Одна из причин убытков — большие расходы на Олимпиаду-2014 в Сочи.

В 2013 году убыток канала превысил 1 млрд руб. Выручка Первого в 2013 году возросла на 1,6%, до 29,6 млрд руб., а расходы увеличились на 7,3%, до 34,3 млрд руб.

По сведениям источников «Газеты.Ru», глава канала Константин Эрнст обсуждал в правительстве вопрос о невыплате дивидендов из-за ухудшающейся финансовой ситуации. В итоге компании разрешили выплатить 13,59 млн руб. дивидендов за 2012 год.

Источник «Газеты.Ru» в медийной сфере утверждает, что выиграть иск Endemol будет сложно, так как юристам испанской компании придется доказать, что именно ей принадлежат права на жанр пародии.