Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

РЖД хотят залить убытки нефтью

РЖД ждут повышения тарифа на перевозку грузов для нефтяных компаний, цены на нефтепродукты могут вырасти на 0,3–0,5%

Яна Милюкова, Алексей Топалов 10.04.2014, 07:57
ИТАР-ТАСС

РЖД продолжают добиваться повышения тарифов для нефтяных компаний. Решение о повышении тарифа на перевозку нефти и нефтепродуктов предварительно было одобрено правительством, но президент Владимир Путин выступил против. В результате РЖД впервые за всю историю показали убыток в 16 млрд руб. по итогам первого квартала.

РЖД вновь возвращаются к вопросу о повышении тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов в рамках тарифного коридора. Из-за того что добиться разрешения на «размораживание» этого тарифа в конце прошлого года компании так и не удалось, РЖД в первом квартале 2014 года получили 16 млрд руб. убытка. Убыток монополия получила впервые за всю историю, посетовал глава РЖД Владимир Якунин 9 апреля на коллегии Минтранса.

По итогам первого квартала 2013 года чистая прибыль компании по российским стандартам отчетности составила 10,9 млрд руб.

В компании 9 апреля сообщили, что в первом квартале тарифный грузооборот увеличен на 6,7% к аналогичному периоду прошлого года, с учетом пробега собственных вагонов в порожнем состоянии — на 7,9%. В целом за первый квартал погружено почти 294 млн тонн грузов, что соответствует аналогичному периоду 2013 года, говорится в сообщении РЖД. Погрузка в направлении портов увеличена к первому кварталу 2013 года на 10,8%, а к докризисному 2007 году — в 1,5 раза. С Западно-Сибирской дороги в направлении портов Дальнего Востока погрузка выросла на 34% к 2013 году и в 3 раза к 2007 году.

Убыток компания показала, поскольку не смогла покрыть его «за счет возможного повышения тарифа на перевозки нефти и нефтепродуктов, который был согласован предварительно правительством, но потом под давлением нефтесектора это решение было заморожено», — заявил Якунин

(цитата по «Прайм»).

Финансовый план РЖД на 2014 год, утвержденный правительством в ноябре 2013 года, был сбалансирован и предполагал безубыточный уровень деятельности компании. По финплану предполагалось, что РЖД получат чистую прибыль в текущем году на уровне 100 млн руб. Но это с учетом того, что компания увеличит тариф для перевозки нефти и нефтеналивных грузов по ряду направлений, что позволит ей получить 16 млрд руб. «в целом по году», напоминает «Газете.Ru» источник в РЖД. В целом 1% индексации приносит РЖД 10 млрд руб. дохода в год, уточнил источник.

В РЖД планировали в этом году увеличить в рамках тарифного коридора цены для нефтяников на 6%. Правительство предварительно одобрило это решение, несмотря на принятое для сдерживания инфляции и стимулирования экономического роста решение о заморозке тарифов естественных монополий на 2014 год и индексации их на уровень инфляции 2014 года в 2015 году. Правило тарифного коридора предполагает, что РЖД могут самостоятельно менять инфраструктурную составляющую тарифа без специального согласования с ФТС. Тарифный коридор составляет от –12,8 до +13,4%. Право регулировать цены в рамках тарифного коридора действует с 2013 года.

Против повышения тарифов выступили представители нефтяных компаний. И в итоге президент Владимир Путин в декабре 2013 года выступил «категорически против» повышения тарифов РЖД для нефтяной отрасли.

Владимир Якунин 9 апреля сообщил журналистам, что докладывал министру экономического развития по вопросу повышения тарифа на перевозку нефти и нефтепродуктов и «министр сказал, что он готов выходить в правительство». Источник в РЖД уточнил, что встреча состоялась «совсем недавно». О какой индексации сейчас идет речь, в компании не сказали, но источник подтвердил, что ранее была «обещана индексация в 6%».

В Минэкономразвития считают целесообразным принятие решения о повышении тарифов РЖД на перевозку железнодорожным транспортом нефтяных грузов в пределах ранее принятого ФСТ России «тарифного коридора», сообщили «Газете.Ru» в ведомстве.

В ноябре глава МЭР Алексей Улюкаев на заседании правительства, на котором обсуждалась инвестпрограмма РЖД, указывал, что его ведомство считает возможным повышение тарифа, однако это будет означать отход от правила нулевой индексации тарифов 2014 года, замечал министр.

Якунин оценил возможные издержки, которые понесла бы «Роснефть» при увеличении тарифа, — 3,8 млрд руб. Прибыль «Роснефти» в 2013 году составила 550 млрд руб., в 2014-м — на 50% выше планируемой по 2013-му.

«Заморозка тарифов РЖД позволила «Роснефти» сэкономить около 9 млрд руб., оценивает аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин. Эксперт отмечает, что решение о заморозке тарифов принималось в отношении всех промышленников, а не только нефтяников с целью сдержать инфляцию и подстегнуть экономический рост. Нулевой рост тарифов коснулся также энергокомпаний, в том числе ФСК.

Если предложение по повышению тарифов будет одобрено, розничные цены на нефтепродукты могут повыситься на 0,3–0,5%,

рассказывает «Газете.Ru» генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Нефтяные компании являются крупнейшими клиентами РЖД, и попытки компании компенсировать убытки за их счет «неконструктивны», полагает Бурмистров. Это может спровоцировать нефтяные компании активнее развивать перевозки другими видами транспорта, сокращая перевозки по железной дороге, не исключает он. «В этом случае убытки РЖД могут оказаться серьезнее», — говорит Бурмистров.

Вопрос о возможном пересмотре финплана и инвестпрограммы в РЖД будут обсуждать по итогам первого полугодия 2014 года, сообщили в компании.

В РЖД сейчас считают, что компенсировать потери компании в этом году уже не удастся, даже если будет принято положительное решение по повышению тарифов». Владимир Якунин заявил о необходимости искать дополнительные источники компенсации. «Одним из таких источников могло бы быть, если бы министерство финансов расплатилось с нами за недоплату по перевозке пассажиров», — предположил Якунин.

В рамках компенсации РЖД может получать в течение 15 лет по 25 млн руб. ежегодно начиная с 2015 года.

Премьер Дмитрий Медведев дал Минфину поручение обеспечить выделение этих средств по итогам совещания о долгосрочной модели организации пригородного сообщения, которое прошло 17 марта. Срок исполнения поручения — июнь 2014 года.

В «Роснефти» отказались от комментариев. Связаться с представителем «ЛУКойла» не удалось.