Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Шампанское отделят от шипучки

Правительство может ввести минимальную розничную цену на игристые (шампанские) вина

Рустем Фаляхов 03.04.2014, 16:27
iStockphoto

Бутылка игристого может подорожать до 150 руб. Как выяснила «Газета.Ru», введение минимальной розничной цены на игристые вина обсуждается в правительстве. Лоббисты проекта утверждают, что такая мера позволит бороться с фальсификатом. Впрочем, в Минэкономразвития считают, что новация приведет лишь к выравниванию цен на рынке, а от некачественной продукции не избавит.

Как выяснила «Газета.Ru», правительство может ввести в розничной торговле минимальную цену на игристые (шампанские) вина. В Росалкогольрегулировании (РАР) подтвердили, что подготовили по поручению правительства проект постановления о введении МРЦ — минимальной розничной цены. «Вопрос прорабатывается, но решение пока не принято», — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина.

«Мы намерены лишить недобросовестных производителей игристых вин единственного преимущества, то есть запредельно низкой цены. Минимальная цена в рознице — это цена отсечения фальсификата», — пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь ведомства Александр Куликов. Логика рассуждения чиновников в Росалкогольрегулировании такова: российский потребитель обычно покупает то, что подешевле. Цена — основной критерий покупки. Если минимальная цена в рознице будет повышена до уровня реальных расходов на производство доброкачественной продукции, то нелегальные производители не выживут. Не выдержат конкуренции из-за низкого качества. Их шипучую продукцию, сделанную неизвестно из чего, не будут покупать. В выигрыше, наоборот, окажутся добросовестные виноделы, надеются в организации: они смогут нарастить продажи, развивать бизнес.

По данным РАР, в регионах бутылку игристого вина 0,75 л сегодня можно купить менее чем за 100 руб.

Попадаются бренды, которые стоят в магазине даже 80 руб. Между тем качественное игристое (шампанское) не может стоить в рознице 100 руб. и менее, уверены в РАР.

В структуре цены игристого вина три основных компонента: отпускная цена завода-производителя, оптовая цена, розничная. По подсчетам РАР за 2013 год, отпускная цена завода-производителя за бутылку игристого 0,75 л должна быть не менее 95 руб. Она включает в себя расходы на сырье — 55,69 руб., на виноматериал с учетом потерь — 18,93 руб. Расходы на вспомогательные материалы — 16,71 руб. Прочие расходы (зарплата персонала, стоимость лицензии, амортизация оборудования, электроэнергия и т.д.) — 20,05 руб.

Кроме того, в структуру цены завода входит прибыль на уровне 15% — 8,35 руб. Акциз — 16,50 руб. И наконец, НДС 18% — 14,50 руб. Итого 95 руб.

Оптовики и розничные продавцы накинут к отпускной цене завода еще по 10%. В итоге цена бутылки шампанского в рознице должна составлять не менее 115 руб. Напомним, эти расчеты проводились в прошлом году.

В 2014-м акцизы выросли: на игристые вина — с 24 до 25 руб., на тихие — с 7 до 8 руб. Если минимальная розничная цена будет введена в этом году, то она предположительно составит 125 руб. за бутылку 0,75 л.

В РАР считают, что только недобросовестные виноделы продают игристые вина по цене ниже 100 руб. Достигается это за счет использования виноматериалов сомнительного качества. «Занижая цену фактически, производитель уходит от налогов», — говорят в РАР.

Пролоббировали введение минимальной цены сами участники рынка. Но виноградари и виноделы преследуют не только фискальную цель. «Минимальная розничная цена призвана защитить рынок от фальсификата, от разного рода «шипучек» и «шмурдяка», которым можно отравиться», — говорит Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России. По его данным, в прошлом году в России было произведено 33,9 млн декалитров тихого вина и 17,2 млн декалитров игристого. Примерно 10–15% этого объема — фальсификат.

Точных данных по фальсификату рынка вина нет. «По моим ощущениям, едва ли не половина рынка игристых и «шампанских» вин в России — это подделка», — сказал «Газете.Ru» председатель совета директоров ЗАО «Абрау-Дюрсо» Павел Титов.

По его словам, рынок игристых вин сокращается и на глобальном уровне, и в России. Шампанское замещается игристыми напитками сомнительного качества с использованием яблочного сока и прочих инородных для вина компонентов. По этой причине борьба с фальсификатом сейчас более чем актуальна.

По оценке Ассоциации производителей игристых вин, 25% от объема игристых и шампанских вин, реализуемых на территории России, не соответствует нормам качества. Зато с количеством проблем нет. В федеральном реестре алкогольной продукции, составленном РАР, на 1 февраля 2014 года числится такое количество винодельческой продукции, что этому могут позавидовать Франция, Италия и Испания вместе взятые: 22 687 наименований вина, 1583 наименования игристых вин, 875 — шампанских.

В этом изобилии необходим ориентир. Таким ориентиром для потребителя как раз может стать минимальная розничная цена. «Например, водка — простой продукт, водка бывает либо хорошая, либо очень хорошая, независимо от цены. А чтобы правильно выбрать вино, надо внимательно прочитать этикетку, выяснить, кто производитель, сравнить цены», — размышляет Попович.

По его мнению, бутылка игристого (шампанского), распитие которой не повлечет расстройство желудка, должна стоить в рознице не менее 153 руб. Все, что ниже этой цены, не может отвечать минимальным требованиям по качеству. «Если не хватает денег на шампанское — покупайте пиво. Жестко? Но зачем обманывать себя и употреблять «шмурдяк» под видом благородного напитка», — возмущается Попович.

Кроме введения минимальной розничной цены необходимо узаконить и в последующем ежегодно пересматривать минимальную отпускную цену завода. Сейчас она не может быть ниже 100 руб. за бутылку, считает Попович.

В правительстве нет единого мнения по поводу целесообразности введения МРЦ на игристые вина. Например, Минэкономразвития против этой новации (это министерство проводит оценку последствий принятия регулирующих документов всех министерств и ведомств). В Минэкономразвития «Газете.Ru» пояснили, что предложение отраслевого союза и РАР о «минималке» приведет всего лишь к выравниванию цен. Нелегальная фальсифицированная продукция сравняется с легальной из низшего ценового сегмента. То есть фальсификат не станет качественным продуктом, но цена его автоматически возрастет.

«Представляется, что для достижения заявленных целей (борьба с фальсификатом. — «Газета.Ru») необходимо усиление государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Согласно действующему законодательству, Росалкогольрегулирование владеет достаточным инструментарием для этого», — сообщили в Минэкономразвития.

Кроме того, необходимо усиливать разъяснительную работу «в СМИ, в сети «Интернет», в местах розничной продажи алкогольной продукции особенно в период повышенного спроса на такую продукцию — с декабря по март».

Минэкономразвития напомнило, что в начале этого года правительством было принято решение о нецелесообразности установления РАР минимальных цен на внутреннем рынке на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, а также на сидр, пуаре и медовуху. Нет смысла вводить МРЦ и на игристые и тихие вина, дало понять министерство.

Между тем в Росалкогольрегулировании утверждают, что процесс введения минимальной цены уже запущен. Еще в прошлом году аппарат правительства поручил РАР подготовить проект постановления о том, чтобы под госрегулирование попали игристые и тихие вина (сейчас регулируется только минимальная цена на водку). Когда игристые вина попадут в перечень регулируемых, можно будет устанавливать минимальную цену. Для этого необходимо внести поправки в утвержденный правительством перечень продукции, товаров народного потребления и услуг, на которые распространяется госрегулирование. РАР подготовило проект такого постановления правительства, документ находится на согласовании в Минюсте.

Идея введения минимальных цен на алкоголь заимствована в Европе. В 2012 году премьер Великобритании Дэвид Камерон объявил о госрегулировании в Англии и Уэльсе, напоминает Элеонора Скоулз, издатель винного портала spaziovino.com. «Мотивы были социальными: борьба с чрезмерным употреблением алкоголя, защита здоровья нации. В июле прошлого года правительство отказалось от этого плана, не увидев достаточных доказательств эффективности этого метода против злоупотребляющих алкоголем и не получив подтверждения, что не пострадают люди с умеренными привычками», — говорит Скоулз, добавляя, что в Шотландии система минимальных цен тем не менее действует.

Но в Англии теперь вводятся «минимальные пороговые цены» для розничных продаж, исходя из налога на алкоголь и НДС. Эта мера против супермаркетов, которые продают алкогольные напитки по себестоимости и ниже для привлечения покупателей. В Великобритании поддельный алкоголь тоже является проблемой и обходится британской экономике порядка £1 млрд, но борются с ним другими способами, например, отзывом лицензий у розничных точек.

В странах с развитой винной индустрией проблема подделок не так остра. Там перепроизводство вина, и по этой причине нет смысла подделывать вино, используя невиноградное сырье.

К тому же во Франции, Испании, Италии давно установлен жесткий контроль за происхождением и производством вина. Ежегодно декларируется площадь виноградников, урожай, объемы производства.

«В России не хватает своего винограда, отечественный рынок зависит от импорта. Пока в России не будет достаточно своих виноградников, своего урожая, а также реально действующих контролирующих систем, аналогично тем, что работают в Европе, и ответственности ритейлеров за выставляемое на полки вино, винный контрафакт в России будет процветать», — считает Скоулз.