Пенсионный советник

Заграница поможет

Пять регионов получили возможность занимать средства на внешних рынках

Яна Милюкова 21.01.2014, 10:01
РИА Новости

Правительство утвердило жесткий порядок доступа регионов к зарубежным займам. Регионы должны получить от двух международных рейтинговых агентств рейтинг, который должен быть не ниже суверенного рейтинга России. Таким образом, до минимума сокращаются риски для бюджета и открывается доступ к новым источникам финансирования инфраструктурных проектов. Соответствуют новым требования лишь пять-семь регионов.

Правительство утвердило требования к минимальному уровню рейтинга регионов, который позволит им занимать средства за рубежом. Рейтинг должен быть не ниже суверенного рейтинга России и подтвержден двумя международными рейтинговыми агентствами. Соответствующие критерии утвердил премьер Дмитрий Медведев.

Для регионов мораторий на внешние займы действовал в России более десяти лет. Он был введен в 2000 году, когда объем внешних долгов субъектов Федерации достиг 1,4% ВВП, или $2,4 млрд. Этот объем был признан критическим. К началу 2011 года внешний долг регионов сократился до 0,1%, или до $1,06 млрд. К началу 2013 года он снизился уже до 0,03% ВВП, или до $0,56 млрд.

Мораторий действовал до 1 января 2011 года. После он был снят для субъектов Федерации, соответствующих требованиям Бюджетного кодекса и имеющих кредитные рейтинги от двух международных рейтинговых агентств не ниже уровня, установленного правительством.

При этом регионы могли занимать средства только на рефинансирование текущих обязательств. Относительно недавно у регионов с низкой зависимостью от федеральной помощи и высоким уровнем рейтингов появилась возможность занимать на внешних рынках на новые проекты, напоминает «Газете.Ru» директор направления «Региональные и муниципальные финансы» Standard & Poor's Борис Копейкин.

Теперь правительство установило, что рейтинг региона, желающего выйти на внешние рынки займов, должен быть не ниже суверенного рейтинга России.

Суверенный рейтинг РФ в иностранной валюте агентство S&P установило на уровне BBB, прогноз по рейтингу «стабильный», в национальной валюте — BBB+, прогноз «стабильный». Рейтинговое агентство Fitch присвоило суверенный рейтинг РФ на уровне BBB со стабильным прогнозом, Moody's — на уровне Baa1.

«Мы заинтересованы в том, чтобы успешные регионы, которые способны такой рейтинг подтверждать, прибегали к финансированию своих программ в том числе за счет иностранных финансов. Не создавая ситуации, которая была до 2000 года, когда по таким обязательствам приходилось отвечать России», —

сказал Медведев.

Инициатором утвержденных ограничений выступил Минфин. Первый вице-премьер Игорь Шувалов называет новый порядок жестким, но обращает внимание, что регионы все же получат доступ к внешним источникам заимствований для реализации проектов, в том числе инфраструктурных.

«Мы уверены в том, что… сама бюджетная система не будет брать на себя какие-то дополнительные риски», — говорит он.

В настоящее время новым требованиям соответствуют Москва и Санкт-Петербург. Потенциально пять регионов могут претендовать на получение доступа к внешним рынкам, сказал Шувалов. Какие — он не уточнил.

Полностью соответствуют новым требованиям Москва и ХМАО. Тюмень, ЯНАО и Санкт-Петербург находятся на грани соответствия либо из-за небольшого превышения уровня межбюджетных трансфертов, либо из-за наличия рейтингов (необходимы рейтинги от двух агентств), либо из-за небольшого соответствия уровню рейтингов, сказал «Газете.Ru» Борис Копейкин.

Предоставление субъектам Федерации возможности занимать на внешних рынках объяснимо. У регионов существенно сократились поступления от налога на прибыль и НДФЛ, в таких условиях они обязаны увеличивать социальные расходы, напоминает «Газете.Ru» научный сотрудник Центра развития Высшей школы экономики Андрей Чернявский.

Вопрос устойчивости региональных бюджетов в этом году актуален как никогда, заявил министр финансов Антон Силуанов 15 января на Гайдаровском форуме в Москве. Дефицит бюджетов республик, краев и областей по итогам 2013 года составил 700 млрд руб., за год он увеличился более чем в два раза. В 2013 году дефицит был покрыт за счет накопленных регионами в предыдущие годы остатков. В текущем году такого ресурса у регионов уже нет, признал министр.

«То, что параметры для регионов установлены достаточно жесткие, объясняется оскоминой 1998 года», — говорит Чернявский.

По состоянию на конец 1990-х большая часть долга субъектов Федерации приходилась на валютные кредиты. А после дефолта 1998 года вероятность невыполнения регионами своих долговых обязательств в течение примерно пяти лет оценивалась в 50%.

Формально одобренные правительством требования расширяют для регионов возможности для получения средств. На внутренних рынках они занимают в среднем на три-семь лет (ставка зависит от кредитного качества заемщика), на внешних рынках предоставляются средства на более длительные периоды, по более выгодным условиям, указывает Копейкин. Основным ориентиром для иностранных инвесторов будут являться валютные займы России.

Но при этом нужно учитывать, что рейтинги могут меняться. Кроме того, регионы, занимающие за рубежом, должны учитывать валютные риски.

«Предоставление возможности займов за рубежом не решает основной проблемы: занимать на внешних рынках смогут только сильные регионы, а они предпочитают занимать на внутреннем рынке. И планов по выходу на рынок внешних займов у них нет. А слабые регионы, которые наиболее сильно нуждаются в дополнительных средствах, не смогут занять за рубежом. У слабых регионов основная проблема в несоответствии доходов расходным обязательствам, которые существенно растут из-за необходимости исполнения майских указов президента, а также, как правило, они занимают на короткие сроки, что приводит к дополнительным рискам», — считает Борис Копейкин.

Как ранее сообщала «Газета.Ru», по прогнозам аналитиков, к концу 2016 года общий долг российских регионов и муниципалитетов превысит 900 млрд руб. Без рефинансирования и дополнительной помощи федерального центра наиболее слабые из них могут столкнуться с риском дефолта.

В 2013 году на внутренний рынок займов начали выходить дотационные регионы с низким кредитным рейтингом и неудовлетворительным финансовым состоянием. В их числе Костромская, Смоленская области и Мордовия.