Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Штаты не хотят делиться

Реформирование квот МВФ затягивается по вине США

Рустем Фаляхов 17.01.2014, 10:03
Страны БРИКС разочарованы затягиванием реформы МВФ по вине США Kevin Lamarque/Reuters
Страны БРИКС разочарованы затягиванием реформы МВФ по вине США

Китай призвал США решить проблему реформирования квот МВФ после того, как конгресс в очередной раз не смог одобрить необходимые для этого со стороны Вашингтона шаги. Перераспределение ролей внутри МВФ — отражение возросшего влияния развивающегося мира, в том числе и России, говорят эксперты.

Китай призвал страны — члены Международного валютного фонда придерживаться своих обязательств по реформированию квот и всей системы управления этим специализированным учреждением ООН. Заявление последовало вслед за тем, как конгресс США на этой неделе вновь не смог прийти к компромиссу по поводу новых условий финансирования МВФ. Немудрено, что американские законодатели тянут с решением аж с 2010 года: пересмотр квот стран-участниц должен уменьшить влияние Соединенных Штатов в фонде и повысить роль таких стран, как Китай, Бразилия, Индия и Россия.

Квота каждой страны определяется удельным весом страны — члена организации в мировой экономике. Чем больше экономика, тем выше квота. Квота включает в себя максимальный размер финансовых обязательств каждого государства перед МВФ, размер кредита, который оно вправе получить, и, соответственно, число голосов в управлении фондом. Контрольный пакет голосов — у Евросоюза, вторая по объему квота — у США.

Претензия в связи с затягиванием реформы прозвучала от имени пресс-секретаря министерства иностранных дел Китая Хун Лэя. Он напомнил, что реформа квот призвана дать развивающимся экономикам, в первую очередь Китаю, России и другим странам БРИКС, больше прав в управлении крупнейшей международной финансовой организацией. Китай в результате реформы квот может стать третьим по значимости после США и ЕС держателем акций фонда. Минфин Индии также высказал разочарование отсутствием решения о реформе из-за непоследовательности американского конгресса. Неназванный чиновник минфина Южной Кореи выразил сожаление в связи с тем, «предлагаемая реформа провалилась в конгрессе в последнюю минуту». Предполагается, что проблема будет вынесена на уровень G20 в конце января, когда наступит дедлайн по этому вопросу.

Российская Федерация вступила в МВФ 1 июня 1992 года. Председательствуя в G20 в прошлом году, Москва пыталась решить проблему перезагрузки фонда, но безуспешно. «Мы по-прежнему привержены, вместе со всеми членами МВФ, достижению согласия по формуле квот и завершению 15-го Общего пересмотра квот к январю 2014 года, как было решено на саммите в Сеуле и затем вновь подтверждено в Канне, Лас-Кабосе и Санкт-Петербурге», — говорится в итоговом коммюнике встречи министров финансов и глав центробанков «группы двадцати» в Вашингтоне в октябре прошлого года.

Решение о создании МВФ было принято США и странами Европы в 1944 году с целью поддержания роста мировой экономики, международной торговли и стабилизации курса валют. Сейчас членами МВФ являются 188 стран. Фонд выдает кредиты при дефиците платежного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором требований в сфере экономики. МИД Китая высказался дипломатично, без указания страны, по вине которой тормозится реформа финансовой организации. Но фактически претензия была адресована крупнейшему акционеру фонда — Соединенным Штатам.

Решение о реформе системы управления фондом было принято на встрече «большой двадцатки» осенью 2009 года и утверждено МВФ в 2010 году.

В соответствии с этим решением 6% квот передается развивающимся экономикам, в частности, за счет снижения доли стран Евросоюза.

Но реформа не прошла ратификацию в парламентах ряда государств, и в первую очередь в США. В 2012 году Вашингтон откладывал реформу МВФ из-за президентской избирательной кампании, в прошлом году конгресс был озабочен преодолением шатдауна.

Формальных препятствий на пути реформы нет. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард неоднократно выступала за ускорение ратификации. «Я надеюсь, что возобладает разумный и здравый подход в решении этой проблемы», — заявила на этой неделе она, добавив, что Соединенные Штаты по-прежнему привержены идее поддержки МВФ и фонд не останется без финансирования со стороны США. Впрочем, депутаты от Республиканской партии не готовы идти на уступки администрации Барака Обамы. Некоторые законодатели сомневаются с способностях международной финансовой организации эффективно стимулировать экономический рост, пишет агентство Reuters.

Действующая формула расчета квот в МВФ представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50%), открытости (30%), экономической изменчивости (15%) и международных резервов (5%). Как именно будет пересматриваться формула для расчета экономического веса страны, неизвестно. Но большинство предложений учитывают наращивание доли ВВП. В самых кардинальных вариантах звучали предложения оставить единственный показатель — ВВП, говорят эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

«Пересмотр квот давно назрел. Экономики стран БРИКС и других развивающихся стран действительно заметно выросли, и реформа должна закрепить справедливое распределение полномочий в управлении фондом», — говорит главный экономист и стратег Дойче-банка в России Ярослав Лисоволик.

Тот факт, что в последние годы развивающиеся рынки снизили темпы роста, не может служить поводом к отказу от реформы квот, считает главный экономист Bank of America Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский. «Экономический рост того же Китая замедляется уже несколько лет подряд, но эта страна буквально на этой неделе была признана крупнейшей торговой державой, и ее экономика значительно выросла с того времени, когда образовался МВФ», — говорит Осаковский.

Россия сейчас не нуждается в кредитах фонда, отмечают эксперты. «Перезагрузка системы управления МВФ нужна России для усиления своих позиций в принятии решений относительно финансовой помощи другим странам», — подчеркивает Лисоволик. По мнению Осаковского, Международный валютный фонд — очень политизированная структура. Кредиты МВФ обусловлены не только экономическими требованиями, но и политическими, поскольку консолидация бюджета, приватизация, стабилизация курса национальной валюты и даже уровень тарифов на газ — это элементы большой политики.

«Если Россия хочет реализовать интеграционные проекты на постсоветском пространстве, если мы боремся за лояльность Украины, Армении или Казахстана, то усиление контроля за политической компонентой в международных финансовых институтах крайне желательно», — говорит Осаковский.