Поаккуратнее с отечественным

Контроль за качеством отечественных продуктов питания гораздо слабее, чем за импортом

Аида Байдавлетова 26.12.2013, 13:41
close
Артем Геодакян/ИТАР-ТАСС

Опасные вещества в отечественных продуктах животного происхождения встречаются в два раза чаще, чем в импортных. Причина — разобщенность надзорных ветеринарных органов и неработающее законодательство. Изменить ситуацию могло бы внедрение электронной системы сертификации, однако ее распространению препятствуют регионы и нелегальный бизнес

Импортная пищевая продукция безопаснее российской. К такому выводу пришли в Россельхознадзоре, подведя предварительные итоги 2013 года. Так, 3,7% импортной продукции животного происхождения содержит опасные вещества. Небезопасные отечественные продукты российского производства занимают 9,2% в своем сегменте. Об этом рассказал «Газете.Ru» помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко.

Речь идет о продуктах животного происхождения, то есть молочной, рыбной и мясной продукции.

Вредные и опасные вещества нелегально используют в производстве пищевых продуктов в любой стране и в каждой с этим борются по-своему. Например, в США существует закон о биотерроризме, который требует, чтобы все производители сохраняли адрес источника получения сырья и адрес отгрузки продукта. «Причем контроль ведется не только за продуктами питания, но и за кормами животных», — отмечает ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев. В теории в России даже более высокие требования к качеству и безопасности продуктов питания. Например, запрещено использование стимуляторов роста в животноводстве. Однако на практике выходит, что контроль за импортом организован гораздо лучше, чем за внутренним производством.

Так, надзорный орган может лишь проинформировать ветеринарные службы субъекта Российской Федерации, чтобы уже они принимали соответствующие меры. «Ветеринарные службы стараются поддерживать предприятия, их действия зачастую продиктованы экономикой региона, ведь службы формируются губернаторами», — объясняет Алексеенко. Единая система контроля была утрачена в 2011 году, уточняет он. Сегодня существует сразу 90 служб, занимающихся данным вопросом: 83 ветеринарные службы субъектов РФ, Россельхознадзор, Минсельхоз и пять служб силовых структур.

«Они раздроблены, и самое страшное, что каждая из них сама за себя», — рассказывает «Газете.Ru» заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников.

Еще одна причина низкого уровня безопасности отечественных продуктов — несовершенство законодательства. К примеру, ФЗ №294 позволяет производить проверки на частных предприятиях только раз в три года с предварительным уведомлением. Мешает налаживанию безопасности продукции и приказ №422 «О выдаче ветеринарных сопроводительных документов», требующий наличия бумажного оборота документов. По мнению экспертного сообщества, существующая система архаична и не позволяет обеспечить прозрачность всей цепочки. «На деле далеко не всегда органы, занимающиеся сертификацией пищевой продукции, работают в полной мере», — рассказывает «Газете.Ru» Виктор Неустроев.

«Бланки сертификатов пропадают сотнями и даже тысячами, а потом в магазинах появляется недоброкачественная продукция с абсолютно легальным сертификатом».

Не спасают ни «высокая защита», ни «строгая отчетность». При этом ежегодно на оформление ветеринарных справок по всем отраслям тратится порядка 30 млрд руб.

В рамках технологической модернизации отрасли предусмотрено введение системы сквозного контроля, которая позволяет проследить путь продукта «от поля до магазинного прилавка». «На этикетке много не напишешь, да это и не нужно, когда, просканировав специальный штрихкод, можно автоматически узнать всю информацию», — говорит Синельников. К примеру, можно узнать, чем кормили животное, чем лечили и как хранили конечный продукт. Впервые такая система появилась в Новой Зеландии, сейчас она используется во многих странах. В России она получила название Государственная информационная система «Меркурий». Ее разработкой занимался Россельхознадзор, и она функционирует уже около четырех лет. Чтобы обязать ветеринарные службы субъектов РФ использовать ее в обязательном порядке, необходим нормативно-правовой акт: приказ Министерства сельского хозяйства.

«То, что приказ до сих пор не вышел, отнюдь не злая воля Минсельхоза, — объясняет «Газете.Ru» заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов. — Этому идет колоссальное сопротивление на всех уровнях».

От перехода на электронную форму сертификации бизнес только выиграет, сопротивление оказывают региональные власти, считает Власов. «Она не выгодна регионам, ведь они в этом случае потеряют источник дохода», — утверждает Максим Синельников.

Блокируется принятие нормативно-правового акта и нелегальным бизнесом. Власов утверждает, что его главные противники — это рыболовы и молокопереработчики, так как благодаря нововведению вскроется незаконная добыча и фальсификация продукции. Но в ближайшее время все сдвинется с мертвой точки, надеется эксперт.

«Буквально на днях нас поддержал Минпромторг и Минэкономразвития, комиссия Таможенного союза (ТС), в свою очередь, всегда поддерживала внедрение электронной системы, — обнадеживает российского покупателя Власов. — Есть хорошие шансы, что ее запустят не только в России, но и по всей территории ТС».