Пенсионный советник

Лесин начал с покупок

«Газпром-медиа» договорился о покупке телевизионных и радийных активов «Профмедиа»

Екатерина Брызгалова 26.11.2013, 17:05
Валерий Левитин/РИА Новости

Холдинг «Газпром-медиа» покупает у «Интерроса» Владимира Потанина телевизионные и радийные активы «Профмедиа». О сделке удалось договориться менее чем через два месяца после прихода нового главы «Газпром-медиа» Михаила Лесина. До этого «Интеррос» пытался продать активы «Профмедиа» более года, но безуспешно.

«Интеррос» Владимира Потанина продал 100% медиакомпании «Профмедиа». Покупателем стал «Газпром-медиа», сообщили холдинги.

В начале следующего года они планируют получить разрешение регулирующих органов и завершить сделку, говорится в сообщении компаний. Стоимость сделки холдинги не разглашают, но в «Интерросе» уточняют, что сделка денежная и в компании довольны ее результатами.

«Стратегически это правильная и своевременная сделка как для акционеров, так и для активов «Профмедиа» и индустрии в целом. Консолидация в рамках «Газпром-медиа» открывает новые рекламные и контентные возможности за счет расширения портфеля активов с взаимодополняемой аудиторией», — довольна президент «Профмедиа» Ольга Паскина.

«Интеррос» построил лидера отечественного рынка развлекательных СМИ. Для нас этот инвестиционный проект завершен. Предложение от «Газпром-медиа» — высокая оценка результатов работы менеджмента «Профмедиа» со стороны ведущего медийного холдинга в России», — сказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора «Интерроса» по инвестициям Алексей Башкиров.

Холдинг «Газпром-медиа» был основан в 1998 году. В него входят телеканал НТВ, «НТВ-Плюс», ТНТ, издательский дом «Семь дней», радиостанции «Эхо Москвы», «Первое популярное радио», Next, «Сити-FM», Relax-FM и «Детское радио», рекламная компания «Газпром-медиа», а также КОМСТЭК, «Телебазис» и рекламная компания СМС. В 2012 году доходы холдинга выросли на 11%, до 52,3 млрд руб., по сравнению с 2011 годом. Чистая прибыль выросла на 36%, до 7,7 млрд руб. Капитализация холдинга составляет 200 млрд руб., говорится на сайте компании.

«Газпром» заявлял, что формально не имеет отношения к «Газпром-медиа», а Газпромбанк даже не входит в группу «Газпрома». По данным за 2012 год, пакетом акций холдинга — более 95% — владеет Газпромбанк. Доля «Газпрома» в Газпромбанке составляет 35,54%, у НПФ «Газфонд» — пенсионного фонда газовой монополии и управляющей компании «Лидер» — 47,38%. 10,2% акций Газпромбанка в начале 2012 года получила госкорпорация ВЭБ.

«Газпром-медиа» перейдут следующие активы «Профмедиа»: радиостанции «Авторадио», Energy, «Юмор FM» и «Радио Romantika», а также телеканалы ТВ3, «Пятница!» и «2х2», ТВ- и кинопродюсерская компания «Централ Партнершип».

В сделку не вошли «Синема Парк», интернет-холдинг «Афиша-Рамблер», который в мае объединился с SUP Media, а также доля в онлайн-кинотеатре ivi.ru, уточнили «Газете.Ru» в «Интерросе».

«Профмедиа» вела переговоры о продаже своих радиостанций «Вещательная корпорация Профмедиа» (ВКПМ) (управляет радиостанциями «Авторадио», Energy, «Юмор FM» и «Радио Romantika») еще с начала 2012 года, но безуспешно. Возможным покупателем выступал филиал «Европейской медиагруппы» (ЕМГ) «Сибирский деловой союз» (СДС). Но в феврале 2013 года компании прекратили переговоры — они не смогли договориться об условиях сделки и цене, рассказывала в интервью «Газете.Ru» президент ЕМГ Екатерина Тихомирова. В 2011 году «Профмедиа» пыталась продать свой радиобизнес владельцу группы «Выбери радио» Ивану Таврину, но во время переговоров они не смогли договориться о цене.

После сделки совокупная доля телеканалов «Газпром-медиа» может превысить допустимый Федеральной антимонопольной службой (ФАС) порог в 30% и составит около 32,53%. Если это произойдет, ФАС будет вправе отказать корпорации в сделке. Для того чтобы контролировать объем размещения рекламы на телеканале, ФАС регулярно подсчитывает доли каналов на ТВ. Получить оперативный комментарий ФАС не удалось.

По данным антимонопольного ведомства на 2011/12 год, доля телеканалов «Газпром-медиа» на рекламном рынке составляет 26,29% (ТНТ — 10,52%, НТВ — 15,77%). Доля телеканалов «Профмедиа» составляет 5,63% («Телеканал ТВ3» — 2,93%, «Пятница» — 1,63%, «2х2» — 1,07%). В ФАС сообщили, что к настоящему моменту ходатайство от «Газпром-медиа» не поступало.

Для «Газпром-медиа» — это очень удачная покупка. Холдинг из «одного из крупнейших» превратился в самого крупного. Для рынка это поглощение может оказаться не очень удачным, так как игрок такого масштаба может начать оказывать большое влияние на рекламные цены и на уровень конкуренции, вне зависимости от того, что об этом думает ФАС», — говорит генеральный директор медиахолдинга «Румедиа» Михаил Бергер.

«Газпром-медиа» мог привлечь заемные средства для покупки «Профмедиа». Приобретение может обойтись «Газпром-медиа» в сотни миллионов долларов с учетом того, что только в 2005 году Потанин приобрел «Телеканал ТВ3» за $500 млн, оценивает Бергер. «Собственных средств у «Газпром-медиа» на покупку могло и не хватить, так как годовая прибыль компании значительно ниже, а есть ли долги у корпорации, неизвестно, — говорит эксперт. — Каким образом финансировалась сделка, также непонятно, потому что я не представляю, кто еще мог предоставить «Газпром-медиа» кредит кроме банков ВТБ и Газпромбанка.

«Газпром-медиа» купил новый актив через несколько месяцев после смены руководства. В начале октября холдинг возглавил экс-глава Министерства печати и бывший советник президента России Михаил Лесин, сменив на посту Николая Сенкевича, который руководил компанией с 2008 года.

Это не первое решение, которое было принято с приходом Лесина. Через месяц после его назначения крупнейшие медиахолдинги — ВГТРК, ОАО «Первый канал», «Газпром-медиа-холдинг», «СТС Медиа», «Национальная Медиа Группа», а также Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) — смогли договориться о создании Индустриальной телевизионной премии — фактического преемника премии ТЭФИ.