Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

В Евросоюзе хромает бюджетная дисциплина

Чиновники ЕС раскритиковали бюджеты крупнейших стран еврозоны

Павел Сморщков 16.11.2013, 12:01
Sean Gallup/Getty Images

Крупнейшие экономики Европы не подчинились требованиям ЕС при составлении бюджетов на 2014 год или близки к тому, чтобы их нарушить. Германия, Италия, Испания и другие страны, опасаясь недовольства населения, не могут снизить госрасходы столь кардинально, как этого от них ожидают еврочиновники.

Брюссельские чиновники выступили с жесткой критикой проектов бюджетов четырех крупнейших стран еврозоны — Германии, Франции, Италии и Испании — на 2014 год. Основные претензии — к разработанным ими планам госрасходов.

В ЕС считают, что Германия, крупнейшая экономика Старого Света, не продемонстрировала «никакого прогресса» в попытке стимулировать внутренний спрос, бюджет Испании в нынешнем его виде, скорее всего, не позволит Мадриду достичь согласованного с Брюсселем сокращения дефицита, а план госрасходов Италии создает угрозу для планов сокращения госдолга, сообщило агентство Bloomberg.

При этом самыми дисциплинированными оказались французы. Еврокомиссия признала, что их бюджет на 2014 год соответствует правилам ЕС по госдолгу и дефициту, правда, впритык, совсем без запаса на непредвиденные отклонения. Поэтому бюджет Франции на 2014 год не дает стране никакого права на ошибку и требует неукоснительного соблюдения, отметил заместитель председателя Еврокомиссии по экономическим и валютным вопросам Олли Рен.

«Наличие бюджетов, не соответствующих декларируемым требованиям Евросоюза, говорит о том, что в условиях неокончившегося кризиса в еврозоне каждая конкретная страна, вне зависимости от того, входит ли она в какую-то псевдоконфедерацию, преследует свои собственные интересы при поддержке внутренней экономики, — рассказывает «Газете.Ru» директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев. — То есть некоего единства в сложной экономической ситуации мы до сих пор не видим. Естественно, своя рубашка ближе к телу».

Европейские страны видят в государственных расходах способ выйти из экономического кризиса.

В текущей ситуации, когда экономика стагнирует, в частности последние статданные во Франции вышли хуже ожиданий, госрасходы становятся важнейшим источником стимулирования экономического роста, поясняет заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции государственного университета «Высшая школа экономики» Владимир Зуев.

На эти факторы накладывается и то, что для крупнейших экономик Европы не только существование в условиях затяжного кризиса, но и необходимость выполнять наднациональные договоренности пока в новинку.

И страны еврозоны пока еще не привыкли жить в условиях бюджетной экономии, и сам Евросоюз еще не набрал достаточно компетенций, чтобы контролировать бюджетные расходы и величины госдолга своих членов, считает Зуев. Ведь при создании еврозоны эти параметры не являлись проблемными.

«Стандартные экономические требования европейских властей для экономик стран-участниц приемлемы при нормальной экономической конъюнктуре, — отмечает Амвросиев. — С учетом продолжающейся нестабильности

данные нормативы мешают преодолевать кризисные явления конкретным странам-участницам, в результате чего такие страны вынуждены идти на нарушение ковенант».

Тем не менее эти экономические требования являются ориентиром для бюджетов стран — участниц ЕС, которые нарушать нежелательно, но возможно. При этом их отсутствие повлекло бы несогласованность экономических политик членов ЕС и невозможность создать единую экономическую политику в еврозоне, подчеркивает Амвросиев.

Все это похоже на торг: в ответ на критику чиновников ЕС страны будут вынуждены искать компромисс и как-то скорректировать свои бюджеты, добавляет Зуев. Люди, верставшие эти бюджеты, закладывали возможность подобной критики со стороны центральных европейских властей и диапазон для такого «торга», соглашается Амвросиев.

В дальнейшем каждая сторона продолжит искать компромиссы в нужном для себя ключе. Для еврочиновников важно в глазах мирового сообщества не пасть слишком низко, а для национальных экономик необходимо сохранить возможность маневра, прогнозирует Амвросиев.

При этом разногласия между интересами отдельных стран и требованиями еврочиновников могут стать хроническими. Основная проблема в том, что

страны еврозоны попали в финансовую ловушку: с одной стороны, они обязались выполнять требования еврочиновников, с другой — им нужно стимулировать рост, а их правительства подотчетны и зависят от своего населения, избирателей, которые недовольны ограничениями госрасходов, отмечает Зуев.

Единственный выход из этой ловушки — передача части бюджетных полномочий от правительств стран наверх, на общеевропейский уровень, заключает он.

Но и это не приведет к быстрому возврату к ярко выраженному экономическому росту в Европе. «На мой взгляд, экономические перспективы еврозоны на следующий год безрадостны, и главная задача как европейских властей в целом, так и конкретных стран-участниц — удержать ситуацию на текущем уровне и не допустить ухудшений», — полагает Амвросиев. Эксперты напоминают, что по итогам третьего квартала совокупный рост 17 стран еврозоны составил всего 0,1% (в России — 1,2%).