Пенсионный советник

Ларькам дадут прикурить

Бизнес боится потерь прибыли в результате введения антитабачного закона

Ольга Алексеева 19.11.2013, 07:08
Bruno Vincent/Getty Images

Курящих в неположенных местах граждан в ближайшее время начнут отлавливать по Москве дружинники-казаки. А в следующем году запрет ударит по ресторанному бизнесу и мелкой торговле, которым придется отказаться от части доходов, связанных с табаком.

На прошлой неделе в России начали действовать первые меры в рамках антитабачного закона. Пока новый закон в теории может ударить по карману граждан, продолжающих курить в неположенных местах. С 15 ноября за курение на рабочих местах, на территориях и в помещениях учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, в подъездах жилых домов, на вокзалах и в аэропортах с граждан взимаются штрафы от 500 до 1,5 тыс. руб. С 15 ноября за продажу сигарет детям и подросткам придется заплатить от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан, от 30 тыс. до 50 тыс. — для должностных лиц и от 100 тыс. до 150 тыс. — для предприятий. Предусмотрены крупные штрафные санкции за рекламу табака и курительных принадлежностей, включая зажигалки, а в кинофильмах запрещено показывать сигареты, за исключением моментов, когда это не противоречит «художественному замыслу» фильма.

Закон вводится в силу поэтапно.

И меньше чем через полгода он отразится и на показателях прибыли сектора услуг.

С 1 июня 2014 года будет запрещено курить в кафе, ресторанах, гостиницах и ночных клубах. Причем санкции будут касаться непосредственно владельцев ресторанов: за нарушение им придется выложить 60–90 тыс. руб. «Только в Москве более 7 тыс. мест общественного питания, включая фастфуд, кафе и рестораны. В большинстве мест, за исключением около полутора тысяч заведений быстрого питания, в которых, как правило, не курят, курение в той или иной степени разрешается», — рассказывает вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров Александр Иванов. Непосредственный заработок на продаже сигарет в кафе и ресторанах сравнительно невелик по сравнению с доходами от продажи еды и напитков, в том числе потому, что законодательно установлен предельный уровень цен.

Но существует культура потребления блюд и алкоголя в соответствующей обстановке с сигаретой, поэтому, вероятно, часть посетителей могут отказаться от визитов в кафе, предпочитая расслабленную обстановку дома, говорит Иванов.

Ранее с подобными проблемами столкнулись французские рестораторы: после введения запрета на курение в кафе во Франции в 2009 году закрылось рекордное количество питейных заведений и страна была вынуждена даже снизить НДС, чтобы хоть как-то привлечь посетителей обратно в общепит. А в прошлом году французскому ресторанному лобби с большим трудом удалось законодательно отстоять возможность для своих посетителей курить на террасах, даже в случае, если она закрыта и на ней имеется специальный тент. Впрочем, для посетителей российских кафе даже такая возможность актуальна не круглый год. Ограничения уместны в таких странах, как Испания и Турция, где климат позволяет курильщикам выходить на улицу, чтобы не нарушать закон. Но сложно предположить, что это ограничение будет так же работать в климатических условиях России: вряд ли многие пойдут курить на улицу, когда там минус 30 градусов, сомневается Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия».

Сейчас в полной мере учесть интересы курильщиков и некурящих не удается, признают эксперты. Разделение на курящую и некурящую зоны во многих ресторанах чисто формально: чтобы это работало, необходимы система кондиционирования и полное разделение залов, например поэтажно, а не просто столики для курящих и некурящих. Рестораторы сомневаются, как будет работать администрирование нового закона. «Выпьет постоянный клиент три рюмки водки, захочет закурить… Как быть менеджеру — выгонять его на улицу?» — рассуждает Иванов. В Великобритании, которая ввела антитабачные меры в 2006–2007 годах, в первый год запрета в пабах на 10% упала продажа алкоголя и на 14% сократилось число посетителей.

Однако борцы с курением уверяют, что российским ресторанам бояться нечего. «Будет приток клиентов, приходящих в ресторан всей семьей, в том числе и с детьми. Многие некурящие будут засиживаться в кафе подольше, ведь их больше не будет раздражать сигаретный дым», — полагает сопредседатель российской общественной антитабачной коалиции Дарья Халтурина. Запрет на курение в США, в штате Вашингтон, вызвал рост прибыли кафе, баров и ресторанов на $100 млн.

Гораздо более очевиден удар по малому бизнесу — ларькам и киоскам. Запрет на продажу сигарет в ларьках может означать уход с рынка этой формы торговли, ведь вместе с уже запрещенной с 1 января 2013 года продажей пива отсутствие табачных изделий в ассортименте этих розничных точек лишит их 70–80% выручки.

Это приведет к закрытию более 100 тыс. небольших торговых точек, в которых работает около 300 тыс. человек, прогнозирует Лютый. В свою очередь кризис коснется и поставщиков товаров и продуктов на эти торговые точки (они из-за малых объемов не могут работать с торговыми сетями), говорит президент коалиции киоскеров России Владлен Максимов, который сетует, что запреты в отношении сигарет касаются малых точек, а не больших сетей. Правда, запрет вводится только на торговлю в нестационарных объектах без торгового зала. Торговать сигаретами можно будет в так называемых павильонах, по сути, это тот же ларек, но с торговым залом, хотя бы и в метр квадратный площадью. Такое решение может свести к минимуму продажу сигарет детям и подросткам, которая в основном и приходится на ларьки, рассчитывают борцы с курением. Уже сейчас в регионах у владельцев малого бизнеса возникли сложности с расширением своих торговых точек: приходится проходить непростые согласования с властями, отмечает Максимов.

Табачники уверяют, что курить от принятия таких мер меньше не станут. «Потребители начнут покупать табачные изделия впрок мелкооптовыми партиями в магазинах более крупных форматов. Если такой канал продаж перестанет существовать, то появится также вероятность стремительного развития неконтролируемой уличной торговли с рук», — пугает Лютый. Он отмечает, что к росту контрафакта может привести и полный запрет рекламы табака в рамках нового закона. После введения безликих сигаретных пачек, когда все марки стали выглядеть практически одинаково, согласно исследованию KPMG, в Австралии увеличилось потребление контрабандных и контрафактных сигарет, с 11,8% в 2012 году до 13,3% в этом.

Однако риск оправдан, уверяют сторонники антитабачного закона: большинство стран добились значительных успехов, реализуя схожие меры. В Великобритании число курильщиков с 2006 по 2009 год сократилось с 33% до 28% населения. Только в первый год действия запрета в Англии бросили курить 400 тыс. человек. Число инфарктов миокарда снизилось на 2,4%, а приступов астмы — на 4,9%.

«В России курит 39% населения, 17% смертей непосредственно связаны с табаком. Цель — довести число курильщиков хотя бы до 20%, как в большинстве стран Европы», — говорит Халтурина. Россия пока в отстающих. Во многих странах, в том числе в Новой Зеландии, Финляндии, речь идет о полной делегализации табака, то есть, по сути, о приравнивании его к запрещенным наркотикам и полном запрете продажи уже в ближайшие 20–30 лет.