Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Стамбул уходит под воду

Турция открыла железнодорожный туннель под Босфором

Ольга Алексеева, Екатерина Брызгалова 29.10.2013, 19:20
Турция отрыла жд туннель под Босфором Str/AFP/Getty Images
Турция отрыла жд туннель под Босфором

Под Босфором открыт железнодорожной туннель, соединяющий европейскую и азиатскую части турецкого города. Турецкие власти рассчитывают, что национальный проект стоимостью в $5 млрд станет еще одной ступенькой на пути превращения Стамбула в мировой транспортный хаб. Жители и гости турецкого города надеются, что благодаря туннелю станет возможным разгрузить трафик. Экологи и сейсмологи предупреждают о рисках проекта.

Официальное открытие первого подземного железнодорожного туннеля «Мармарай» под проливом Босфор, соединяющего европейскую и азиатскую части Стамбула, состоялось во вторник в Турции. Открытие туннеля, которое переносилось много раз, стало одним из главных событий в рамках празднования 90-летней годовщины основания Турецкой Республики и первым завершенным национальным мегапроектом. Церемонию открытия провели президент Турции Абдуллах Гюль и премьер-министр Тайип Эрдоган.

«На пристани в районе Учкудар на азиатской стороне, где происходит церемония открытия, собрались десятки тысяч людей, паромы переполнены. Вокруг дежурят полицейские, желающим посмотреть выступления первых лиц проходилось проходить через металлоискатели», — говорит очевидец происходящего в турецкой столице.

«У многих в руках плакаты с фотографиями Эрдогана и Ататюрка. Проходит морской парад. Но народу столько, что ничего толком не видно», — сетует он. Жители Стамбула связывают большие ожидания с этим проектом. «Надеемся, что это подводное метро разгрузит трафик в Стамбуле, который, кстати, от московского не сильно отличается», — сказал «Газете.Ru» бухгалтер Boğazıçı Yonetim Мехмет Телли.

Как отмечают турецкие власти, новая железнодорожная ветка прежде всего призвана уменьшить транспортную загрузку стамбульских улиц, обслуживая более миллиона людей в день. Это может снизить загруженность дорог города с почти 20-миллионным населением примерно на 20%. «Мармарай» позволит увеличить рыночную долю железнодорожного транспорта в городе с 3 до 27% — до уровня Парижа и Лондона.

Впрочем, проект может стать связующим звеном не только между жителями столицы. В его рамках планировалось и создание междугороднего сообщения с высокой пропускной способностью между городами Хелкали на европейской стороне и Гебзе — в Анатолии. Предусматривается строительство трех подземных станций и реконструкция более 30 станций на поверхности

Сам туннель является частью проекта «Мармарай» по модернизации железнодорожной системы Стамбула, его название происходит от слов «Marmara» (Мраморное море, расположено к югу от туннеля) и «ray» (рельс).

Сооружение станет самым глубоким подводным погружным туннелем, состоящим из 11 секций, каждая длиной 130 м и весом до 18 тыс. т. Секции установлены на глубине около 60 м ниже уровня моря: 55 м воды и 4,6 м земли. Въезд в туннель расположен в Казлычешме на европейском берегу и в Айрылыкчешме — на азиатском.

История туннеля началась задолго до того, как Турция стала республикой. Идея соединить Европу и Азию железнодорожным сообщением под водой впервые возникла у султана Абдул-Меджидом I еще полтора века назад. Проект был утвержден французскими, британскими и американскими архитекторами еще в 1891 году. Однако технологические и финансовые сложности не позволили реализоваться этим планам. Лишь в конце прошлого века возобновились технологические и исследовательские работы, само же строительство началось в 2005 году по инициативе правительства Реджеп Тайипа Эрдогана.

Сооружение поручили японско-турецкому совместному предприятию. Стоимость строительства первоначально составляла $3 млрд, но в итоге выросла почти до $5 млрд, из которых $1 млрд инвестировал Банк Японии. Примечательно, что, когда инженеры начали раскапывать грунт, были обнаружены ценные археологические памятники. Это также затянуло строительство — первые тестовые поездки состоялись лишь в этом году.

«Проект, несмотря на то что его открытие назначено на национальный праздник, не столько политический, сколько экономический. В турецком городе явная нехватка инфраструктуры, особенно в части связи европейского и турецкого берегов. Более того, Стамбул претендует на звание международного хаба, этот проект, как и строительство третьего моста через Босфор, а также аэропорта в азиатской части, увязаны именно с этими намерениями», — объясняет директор Российско-турецкого научного центра ВГБИЛ Ильшат Саетов.

Впрочем, строительством оказались довольны не все. Некоторые представители властей отмечали, что место выбрано не очень удачное: в другом месте этот туннель был бы полезнее и лучше разгрузил бы дорожное движение. Кроме того, сооружение туннеля под проливом оказалось довольно рискованным с геологической точки зрения. Босфор находится в сейсмически активной зоне — всего в 16 км от Северо-Анатолийского разлома. Согласно данным минтранса Турции, в ближайшие 30 лет вероятность землетрясения магнитудой 7,5 составляет 65%. Вдобавок, в проливе, являющемся одним из самых загруженных в мире судоходных каналов, наблюдаются опасные двухуровневые течения со скоростью шесть узлов. Впрочем, власти уверяют, что туннель станет «самым безопасным местом в Стамбуле» с точки зрения угрозы землетрясений, поскольку его конструкция способна выдержать толчки магнитудой 9. Туннель попал и под традиционную критику экологов: представители Greenpeace выступали против сооружения, отмечая, что оно негативно отразится на морской флоре и фауне.
После церемонии открытия туннель будет работать лишь частично. О сроках его вывода на полную мощность пока не сообщается.