Медиа с чистого листа

Основатель eBay Пьер Омидьяр создает сайт журналистских расследований

Екатерина Мереминская 21.10.2013, 10:10
Пьер Омидьяр, основатель eBay, создает медиапроект с новыми технологиями Brian Harkin/Getty Images
Пьер Омидьяр, основатель eBay, создает медиапроект с новыми технологиями

В США появится новый формат медиапроектов. Миллиардер и основатель eBay Пьер Омидьяр создает сайт журналистских расследований. «Он может изменить мир так же, как Google, Facebook, Twitter и eBay», — убежден предприниматель, готовый вложить в проект $250 млн.

«Я хочу сделать из читателей активных граждан», — написал Пьер Омидьяр в своем блоге на прошлой неделе. Основатель еBay, занимающий 123-е место в списке Forbes ($8,5 млрд), имел в виду свой новый, пока еще безымянный медиапроект. Омидьяр хочет создать «новое средство массовой информации» с нуля и готов вложить в стартап $250 млн.

Основной темой нового проекта станут журналистские расследования. О проекте заговорили потому, что из британской газеты The Guardian ушел репортер, сделавший серию громких материалов о спецслужбах США по документам, обнародованным Эдвардом Сноуденом, Глен Гринвальд. Отличительной особенностью проекта станут новые технологии создания контента.

«Технологии — это всегда проблема, поскольку система уже работает определенным образом, и, если я поменяю правила, я поменяю работу всей системы», — объясняет Омидьяр в интервью New York Times, вышедшем в понедельник.

«Если задуматься о том, что сделали Google, Facebook, Twitter и eBay, то ведь все они создали системы, которые серьезно изменили то, как работает мир», — продолжает Омидьяр. Он делает ставку на новые технологии, которые преобразят привычный формат медиапубликаций.

Омидьяр стремительно набирает популярность. В прошлый вторник, 15 октября, Гринвальд сообщил, что покидает The Guardian, чтобы использовать шанс, «который выпадает журналисту один раз в жизни». Агентство Reuters предположило тогда, что за новым проектом стоит основатель eBay. В среду Омидьяр подтвердил информацию. С тех пор он дал уже несколько интервью, однако без подробностей о проекте — неизвестно ни будущее количество сотрудников, ни дата запуска. Зато известно, что помимо Гринвальда в проект приглашены режиссер-документалист Лаура Пойтрас и Джереми Скахилл из журнала The Nation.

«Мы пока не знаем, как он будет организован, — признался Омидьяр газете The Huffington Post. — Пока еще слишком рано — всего 10–11 дней. И это нормально, что мы не можем говорить о проекте так скоро».

Идея пришла к Омидьяру летом 2013 года после неудавшейся попытки купить The Washington Post. Газета, 80 лет принадлежавшая семье Грэм, в итоге досталась основателю и гендиректору Amazon Джеффу Безосу (19-е место в Forbes, $27,2 млрд).

По словам Омидьяра, тогда он задумался о том, что получится, если вложить столько же денег в стартап.

Если начать создавать новый проект на базе всем известного The Washington Post, пришлось бы провести кардинальные изменения в редакции. «Уже существующее издание имеет свои традиции и отлаженные методики, которые оправдали себя за годы работы, но, вероятно, они же сделали издание менее гибким и менее приспособленным к вызовам цифровой эры, — рассуждал Омидьяр. — Предпринимателю будет разумнее начать с чистого листа».

Таким образом, Омидьяр пополнит список «новых» миллиардеров, которые решили заполучить свои собственные известные СМИ.

Обозреватель Reuters Джек Шафер полагает, что судьба проекта Омидьяра будет соответствовать жизненному циклу «медиатщеславных магнатов»: в начальной фазе магнат сорит деньгами, нанимая лучших журналистов и дизайнеров, и обещает сделать деньги там, где до этого не удавалось ни одному из предшественников; затем наступает отрезвление, когда понятно, что запущено слишком много дорогих проектов, исполнение которых к тому же отстает от графика, — даже миллиардерам не нравится терять деньги; и третья стадия, когда планы пересматриваются, идет разведка партнеров и поиск потенциального покупателя, затем продажа и перезапуск цикла. Однако другие эксперты правильно подмечают, что у миллиардера скорее политические, а не коммерческие цели.

Вот что говорит партнер компании Bessemer Ventures Дэвид Кован: «Я уверен, что Пьер (Омидьяр. — «Газета.Ru») не рассматривает этот стартап как способ стать богаче», — говорит он. И Омидьяр подтверждает это предположение. Он заявил, что вся выручка будет инвестироваться в сайт, который создается ради его благотворительных интересов и желания поддержать свободную прессу. «Пьер получает журналистику, — констатирует главный редактор новостного сайта Honolulu Civil Beat, основанного Омидьяром в 2010 году, Джон Темпл. — Он давно болеет ею и знает, как создать среду и культуру, которая бы подстегивала и воодушевляла журналистов».

«Роль прессы в демократическом обществе крайне важна, очень критична, и это то, что в США принимается без доказательств, — пишет сам Омидьяр. — Но даже в нашей стране, где жесткие законы и первая поправка (охраняющая свободу слова. — «Газета.Ru»), мы видим, что свобода прессы под ударом».