Германия выберет будущее ЕС

Дискуссии по главным вопросам Евросоюза, возможно, придется начинать заново после выборов в Германии

Екатерина Мереминская 18.09.2013, 11:30
Евросоюз ждет результатов немецких выборов Fabian Bimmer/Reuters
Евросоюз ждет результатов немецких выборов

Выборы в Германии, намеченные на воскресенье, определят дальнейшее развитие Евросоюза. Греция, Португалия, Ирландия ждут их не меньше, чем население ФРГ. В победе Ангелы Меркель мало кто сомневается, но необходимое взаимодействие с оппозицией может дать пространство для нового диалога.

Несмотря на заверения канцлера Германии Ангелы Меркель, что местные политические выборы не окажут влияния на курс Евросоюза, многие представители стран—участниц ЕС считают иначе. «Высокопоставленные лица из многих столиц в приватных беседах отмечают, что за решение важнейших вопросов можно будет взяться только после выборов в Германии», — пишет в среду британское издание Financial Times.

22 сентября, в воскресенье, в Германии состоятся выборы, по результатам которых будет сформировано новое правительство и выбран канцлер. Опросы показывают, что Меркель сохранит свой пост. «С высокой степенью вероятности Ангела Меркель останется канцлером ФРГ», — говорит глава института Forsa, занимающегося социологическими исследованиями, Манфред Гюльнер. Однако при формировании работоспособной коалиции ее могут ждать сложности. По мнению социологов, немцы хотели бы видеть «большую коалицию» в составе ХДС-ХСС и оппозиционной ей Социально-демократической партии Германии.

Не исключено, что после выборов в Германии заново придется начинать дискуссию по двум важнейшим направлениям — о принципах спасения проблемных стран и о создании банковского союза.

Тему спасения привычно поднимет Греция, которой совершенно точно потребуется третий пакет помощи; по подсчетам Международного валютного фонда (МВФ), речь пойдет об €11 млрд (€4,4 млрд в 2014 году и €6,5 млрд в 2015-м). Пока страна надеется получить их без дополнительных обязательств. Премьер-министр Антонис Самарас во вторник в Брюсселе попросил послаблений в платежах по кредитам «тройки» (Европейский центробанк, МВФ и Еврокомиссия) и выразил надежду, что первичный профицит бюджета даст Греции право рассчитывать на более мягкие условия получения помощи.

Представители «тройки» сомневаются, что Самарас сможет получить следующий кредит без новых требований к Греции.

Дополнительное финансирование понадобится и Португалии. Хотя ее экономика во втором квартале 2013 года показала прирост на 1,1% впервые после трех лет снижения, ей не обойтись без второго пакета помощи. МВФ считает, что уже в 2014 году для поддержания финансирования Лиссабону придется занять на долговом рынке €15,8 млрд и €24 млрд в 2016 году, что выше докризисного уровня заимствований. Вопрос о предоставлении помощи Португалии должен быть рассмотрен в конце 2013 — начале 2014 года.

Ирландия может расплатиться с кредиторами по предоставленным €67,5 млрд в декабре 2013 года. Однако это также вызывает сомнения «тройки»: уровень госдолга, 123% ВВП, остается в этой стране самым высоким после Греции и Италии. Взамен полномасштабной помощи Ирландия попробует получить кредиты, условия которых еще надо обсудить.

Решающую роль при утверждении решений, как главный кредитор от Евросоюза, играет Германия, население которой все меньше склонно исполнять роль кредитора.

Создание банковского союза существенно продвинулось вперед несколько дней назад.

12 сентября Европарламент одобрил законопроект, по которому ЕЦБ наделяется полномочиями по контролю за деятельностью большинства банков еврозоны (150 банков, на которые приходится около 80% активов). Заработает закон в октябре 2014 года.

«Сделан реальный шаг к созданию банковского союза», — сказал президент ЕЦБ Марио Драги. Следующий шаг — определить, кто будет принимать решение о закрытии проблемных банков. При этом Меркель — одна из самых ярых противниц жесткой централизации. Чиновники Брюсселя не надеются, что выборы изменят ее позицию, но рассчитывают, что благодаря коалиции и снятию предкризисного напряжения появится пространство для политического диалога.