Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), являющийся для «Роснефти» расчетным, покинули сразу три топ-менеджера. Елена Титова покинула поста президента ВБРР и наблюдательный совет банка, Райр Симонян и Валид Шамма покинули наблюдательный совет. Об этом сообщила в пятницу «Роснефть», которая владеет 84,67% акций банка.
Исполнять обязанности президента ВБРР будет Дина Маликова. Ранее она занимала пост старшего вице-президента и члена правления ВБРР.
Три топ-менеджера пришли в банк из Morgan Stanley, после того как в ноябре 2012 года «Роснефть» создала группу стратегических советников при главе компании Игоре Сечине. Титова, Шамма и Симонян должны были заниматься разработкой стратегии развития ВБРР и созданием на его основе «универсального финансового института».
Топ-менеджеры ушли, поскольку было принято решение развивать банк в другом направлении, пояснили «Газете.Ru» в «Роснефти» и в ВБРР.
В пятницу «Роснефть» распространила сообщение, в котором говорится, что в итоге было принято решение «сконцентрироваться на развитии ВБРР в качестве корпоративного и розничного банка, совершенствовании казначейских операций и повышении эффективности его деятельности».
В «Роснефти» и ВБРР подчеркивают, что уход менеджеров не связан с уголовным делом в отношении клиентов банка, о котором стало известно весной этого года. В мае Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Москве сообщило, что возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении неустановленных клиентов банка. По версии следствия, с сентября 2011 года по март 2012 года неназванные клиенты вывели через ВБРР по схеме фиктивных импортных контрактов около $900 млн. В следственном управлении подчеркивали, что к банку и его сотрудникам у следственных органов претензий нет.
Появившуюся ранее в СМИ информацию по поводу того, что Титова могла уйти из ВБРР из-за конфликта с Сечиным, в «Роснефти» не комментируют.
«Расстались (с менеджерами) по обоюдному согласию. Когда они только пришли, шла речь о том, что они разработают концепцию. И по ее результатам будет принято решение. Они провели необходимую работу. Но было принято решение развиваться в другом направлении. И участие этих профессионалов уже не требуется», — рассказал «Газете.Ru» источник в «Роснефти».
Менеджеры могли уйти по причине того, что новая стратегия развития ВБРР — развитие корпоративного и розничного направлений — не являлась для них профильным направлением (как и для Morgan Stanley). По поводу смены концепции у привлеченных менеджеров действительно могли возникнуть разногласия с руководством «Роснефти», размышляет аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников.
«Изначально Роснефть хотела сделать инвестиционный банк, была нанята инвестиционная команда. Но увидели бесперспективность такой стратегии в текущих условиях. Чтобы построить такой банк с нуля, нужно вложить очень много денег и в команду. Сейчас не видно очевидных перспектив таких вложений. В итоге решили поменять фокус на традиционный банкинг. Это могло вызвать разногласия. И потому они (менеджеры) ушли», — говорит он «Газете.Ru».
Сейчас в «Роснефти» работает еще один выходец из Morgan Stanley — член правления «Роснефти» Дмитрий Авдеев. До марта 2013 года он занимал пост вице-президента «Роснефти» и отвечал за экономический и финансовый блок.
Сегодня же стало известно, что в наблюдательный совет банка вошли шесть новых членов. Среди них Доминик Стросс-Кан, бывший глава Международного валютного фонда. Среди других новых членов — директор департамента региональных продаж «Роснефти» Аврил Мари Анн Конрой, гендиректор «Газпром межрегионгаза» Кирилл Селезнев, вице-президент по экономике и финансам «Роснефти» Святослав Славинский (он возглавил набсовет), председатель совета директоров банка «Россия» Дмитрий Лебедев и глава Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников.
Новый состав наблюдательного совета банка был избран 28 июня на собрании акционеров, уточнили «Газете.Ru» в ВБРР.
Для ВБРР привлечение Доминика Стросс-Кана в наблюдательный совет позволит активнее развивать международное направление, полагает Александр Головцов, руководитель управления аналитических исследований УК «Уралсиб».
«У бывшего главы МВФ остались обширные связи в международном финансовом мире», — добавляет он.