Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Пенсии не для маленьких

Базовый тариф страховых взносов в 30% останется в ближайшей перспективе — министр финансов Антон Силуанов

Екатерина Карпенко 30.05.2013, 20:20
Стас Владимиров/Коммерсантъ

Базовый тариф страховых взносов для работодателей останется на уровне 30%, обещает Минфин. Официально решение в правительстве не принято, но лоббистов повышения тарифа до 34% там нет, говорят источники. А сохранять льготы для малого бизнеса не нужно, считают в финансовом ведомстве. Проблему можно решить, полагают эксперты: либо разделить страховые взносы и дать гражданам право самим накапливать на пенсию выше минимальной, либо заставить льготников позже выходить на пенсию.

Пониженный уровень страховых взносов во внебюджетные фонды — 30% от фонда оплаты труда — останется на ближайшее время. Этот тариф для основной массы работодателей был снижен с 34% до 30% на 2012–2013 годы. В 2014 году, если не будет принята соответствующая поправка, тариф должен автоматически повыситься. «В ближайшей перспективе изменений не планируется», — пообещал в четверг министр финансов Антон Силуанов.

Страховые взносы

Страховые взносы уплачиваются в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

30% платится по суммам зарплат до 568 тыс. рублей в год, при превышении этой суммы на величину превышения работодатели уплачивают 10%.

Вместе с тем в «Основных направлениях налоговой политики», утвержденных на заседании правительства, Минфин предлагает сохранить тариф в 30% на долгосрочную перспективу.

Решение о продлении срока действия пониженного тарифа пока официально правительством не принималось, уточнил «Газете.Ru» источник в аппарате кабинета министров. По его словам, этот вопрос для социального блока не принципиальный. «Это принципиально для Минфина — будут ли трансферты из бюджета в Пенсионный фонд больше или меньше», — указал он.

«Лоббистов повышения тарифа до 34% нет», — отметил источник.

Он напомнил, что в правительстве пока не решены ключевые вопросы, от которых зависит в том числе ход пенсионной реформы: по ставке страховых взносов, их администрированию (Минфин предлагает передать в ФНС. — «Газета.Ru») и возвращения льготного тарифа для самозанятых.

Сохранение тарифа означает увеличение поступлений бюджетных денег во внебюджетные фонды, подтверждают в Минтруда. «Если будет принято решение по установлению совокупной ставки отчислений во внебюджетные фонды в размере 30%, то потребуется выделение дополнительных средств на трансферты из федерального бюджета», — сказали «Газете.Ru» в ведомстве.

Решение по проблемным вопросам должно быть принято осенью, говорит источник в аппарате правительства. В это время правительство будет готовить проект бюджета на следующий год.

Минфин готов сохранить базовый тариф взносов, но одновременно настаивает на отказе от продления льгот для различных плательщиков, в частности, для малого бизнеса (с 2014 года тариф увеличится с 20% до 30%). Эту проблему подняло Минэкономразвития, которое предлагает продлить действие льгот на год. «Для того чтобы разобраться все-таки в тех процессах и в той реакции, которую мы ожидаем от малого бизнеса, хотя бы на примере индивидуальных частных предпринимателей», — заявил замглавы ведомства Олег Савельев.

По его словам, увеличение взносов с 2014 года грозит повторением ситуации с индивидуальными предпринимателями. С 2013 года их выплаты увеличились в два раза. Результат — минус 426 тысяч ИП за полгода, сказал чиновник. Каждое ИП, по статистике, дает одно рабочее место.

«Так как они не показались в данных по безработице, соответственно, скорее всего, они перешли в «серую зону» и просто перестали платить налоги», — сетовал Савельев.

Минфин против. «Год ничего толком не решит, лишь только продлит эту дискуссию на более поздние сроки, и, в принципе, мы опять будем говорить: давайте еще раз продлим. Так можно бесконечно рассматривать этот вопрос», — заявил Силуанов.

В экспертном совете при правительстве предлагают этот вопрос все же обсудить. «Вопрос об отмене льгот по страховым взносам необходимо дополнительно рассматривать в совокупности со стратегией развития пенсионной системы (с привязкой уровня будущей пенсии определенных категорий налогоплательщиков к величине уплачиваемых страховых взносов)», — говорится в заключении совета, подготовленном по заданию министра по делам «открытого правительства» Михаила Абызова (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

Если недостающие деньги для покрытия льгот не будут найдены, то есть еще один вариант, заявил председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков.

Нужно сказать этим работникам и предпринимателям, что они будут получать неполную пенсию и неполную оплату больничного, сказал он.

Базовый тариф в 30% нужно сохранить, а льготы подвергнуть инвентаризации, считает член экспертного совета при правительстве Александр Починок. В 1999–2000 годах он был министром по налогам и сборам, а в 2000–2004 годах — министром труда и социального развития. «Повышение налоговой нагрузки всегда приводит к резкому сокращению зарегистрированных в фондах граждан и недобору взносов. Сейчас, в преддверии возможной рецессии, надо стараться снижать налоги, а не повышать», — пояснил экономист.

«На самом деле беда заключается в том, что страховые взносы — это гибрид. С одной стороны, это налог, который идет в бюджет и за счет которого платятся пенсии, с другой — это страховой платеж, от которого частично зависит размер пенсии», — указал эксперт.

По мнению членов экспертного совета, можно было бы разделить эти платежи на налог и страховой платеж. Как поступать с последним — решать гражданину, предполагает Починок. Государство в этом случае будет гарантировать какой-то минимум. «Если вы лучше соберете денег на пенсии, чем государство, собирайте. Это будет более справедливо», — полагает эксперт.

Сохранение базового тарифа на уровне 30% — обоснованное решение, полагает заведующий лабораторией бюджетного федерализма Владимир Назаров. Ранее тариф резко подняли — с 26% до 34%, напомнил эксперт. «По результатам дискуссий было решено снизить до 30% и обложить 10% суммы после определенного порога. К сожалению, решение было принято на переходный период», — уточнил он. «В долгосрочной перспективе тариф надо снижать. Экономика должна конкурировать за привлечение капитала (это низкий налог на прибыль) и труда (низкие взносы)», — считает экономист. Компенсировать недопоступление в бюджет должно более сильное налогообложение недр и потребления, говорит Назаров. Для бюджета повышение тарифа на 4 процентных пункта — это чуть менее 1% ВВП. «Пенсионная система потребляет около 9% ВВП. 1% — не критичный аспект, но важный», — подсчитал эксперт.

«Очевидно, без понимания пенсионной реформы брать решительный курс на снижение тарифа экономически и политически невозможно», — отмечает Назаров.

Для малого бизнеса можно было бы ввести «меню», говорит он. «В рамках новой пенсионной формулы человеку было бы понятно: он накапливает баллы за возраст, стаж, сумму взносов и так далее. Для малого бизнеса можно сохранить льготы, но тогда человек должен понимать, что если ему не хватает баллов, то ему придется позже выходить на пенсию», — считает Назаров. «Гибкий подход предпочтительнее, нежели давать льготы или забирать их, то есть субсидировать или душить бизнес», — заключил эксперт.