Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Кипр переводит, но не летит

Кипр смягчает ограничения на движение капитала, без одобрения ЦБ можно будет переводить до 300 тыс. евро

Екатерина Карпенко 11.04.2013, 14:53
Bogdan Cristel/Reuters

Кипр снимет с граждан и компаний обязанность согласовывать межбанковские переводы на сумму до 300 тыс. евро. Очередное смягчение принято на фоне уточнения расчетов относительно реструктуризации двух крупнейших банков — она принесет 10,6 млрд евро. Никосия входит в фазу согласования с кредиторами параметров сокращения муниципальных служащих и повышения налогов. Отдельная проблема — финансовая неустойчивость государственной авиакомпании Cyprus Airways.

Правительство Кипра намерено смягчить ограничения на движение капитала, которые действуют с середины марта в рамках программы оздоровления финансового сектора. Теперь без одобрения ЦБ будут разрешены межбанковские переводы на сумму до 300 тыс. евро, сообщает газета «Филелефтерос». По ее данным, о соответствующем решении правительства ночью уведомлен аппарат президента и лидеры национальных партий, с которыми в четверг должен встречаться глава государства.

Ограничения на движение капитала были введены 16 марта — в этот день Кипр согласовал с еврогруппой условия предоставления 10 млрд евро помощи. Этот план, предусматривавший списания со всех депозитов, в парламенте не прошел. Впоследствии была принята другая программа, нацеленная на санацию двух крупнейших банков — Bank of Cyprus и Popular Bank (Laiki). Реструктуризация банков должна принести бюджету 10,6 млрд евро, хотя ранее правительство рассчитывало на 5,8 млрд евро.

Сначала ЦБ Кипра ввел жесткие ограничения на банковские трансакции.

Вплоть до снятия в банкоматах до 300 евро наличными в день и получение разрешение в Центробанке на переводы за рубеж от 5 тыс. до 200 тыс. евро (а сверх этой суммы нужно дополнительное согласование).

Затем ЦБ Кипра несколько раз смягчал требования.

Турецкая Республика Северного Кипра (признана только Турцией и Абхазией) запустила в Великобритании рекламную кампанию под лозунгом «Расслабьтесь. Никаких забот о евро на севере Кипра».

Пока на Кипре действуют ограничения, уточненные декретом от 4 апреля. Потолок платежей или переводов между кипрскими и зарубежными банками составляет 2 тыс. евро на человека в месяц (10 тыс. для юридических лиц), а для сумм до 10 тыс. евро гражданин должен предоставить объясняющие трансакцию документы. Между кипрскими банками можно переводить не более 25 тыс. евро, но специальная комиссия ЦБ имеет право потребовать объяснение по сделке.

В рамках соглашения с кредиторами незастрахованные депозиты в Bank of Cyprus и Laiki подвергнутся списаниям. В Bank of Cyprus по меньшей мере до сентября заморожены 60% крупных вкладов на 4,9 млрд евро. Кипр намерен повышать налоги, урезать траты на здравоохранение, пенсионное обеспечение и аппарат чиновников. Эти меры должны обсуждаться в четверг в парламенте. Еще 1,4 млрд евро планируется изыскать за счет приватизации. Кроме того, правительство намерено продать золото из резервов на 400 млн евро.

Кредиторы потребовали у Кипра повысить и финансовую устойчивость муниципалитетов, говорят источники «Филелефтерос». Аудит выявил, что доходы большинства из них формируются за счет правительственных субсидий. Кредиторы настаивают на сокращении числа муниципалитетов путем объединения мелких с крупными. Союз муниципалитетов Кипра уже начал готовить предложения по сокращению расходов.

Один из вариантов — сокращение зарплат служащих на 10—20% и реализация плана по раннему выходу на пенсию.

И если муниципальные служащие готовы урезать себе зарплату, то договориться с сотрудниками чартерной авиакомпании Cyprus Airways будет сложнее. Авиаперевозчик, на 75% принадлежащий государству, оказался в затруднительной финансовой ситуации и запросил помощи в 100 млн евро. Этих денег в бюджете нет.

Ранее правительство назначило специальную комиссию, которая должна расследовать причины финансовых проблем Cyprus Airways. Теперь аудиторам предстоит проверить все расходы и сделки перевозчика за 20 лет.

Правительство разработало план сокращения издержек авиакомпании: увольнение 560 сотрудников, сокращение зарплат на 7—20% и уменьшение парка воздушных судов. По расчетам основного акционера, компания должна продержаться на плаву до завершения летнего сезона отпусков. Одновременно ей будут искать стратегического инвестора. В частности, обсуждается возможность слияния с ливанской Middle East Airlines. Интерес к активу пока проявила только китайская компания Beijing Yi Xiang Da Investment.