Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Лоукостеров защищает Конституция

ФАС будет добиваться отмены согласования цен назначенных авиаперевозчиков

Алина Черноиванова 03.04.2013, 16:42
Артем Коротаев/ИТАР-ТАСС

Антимонопольная служба намерена добиваться пересмотра межправительственных соглашений, по которым авиакомпании должны договариваться о ценах на билеты. В ФАС считают этот «анахронизм» антиконституционным картельным сговором. Власти поставят российских перевозчиков в заведомо проигрышную конкурентную позицию, опасаются источники в отрасли.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет добиваться отмены согласования цен новых авиакомпаний с уже работающими на маршруте, заявил руководитель ведомства Игорь Артемьев. «Это не только «Аэрофлота» — это всех касается, — цитирует Артемьева «Интерфакс». – Это когда приходит новый игрок, то он не должен согласовывать свои цены ни с какими существующими на этом маршруте, иначе это будет просто картель».

«То есть у нас через межправсоглашения легализованные картели образуются, — пояснил глава ФАС. – Когда английского лоукостера (easyJet. – «Газета.Ru») погнали в «Трансаэро» согласовывать цену, то они это сделали на основании межнационального договора, имеющего приоритет над законом о конкуренции, но точно противоречащего Конституции».

Вторая по объемам перевозок в Великобритании и вторая среди дешевых авиаперевозчиков в Европе easyJet получила право на рейсы из Лондона в Москву в октябре 2012 года. Управление гражданской авиации Великобритании (CAA) тогда выбирало между Virgin Atlantic и easyJet, в том числе принимая в расчет обещание сравнительно низкой цены билетов: easyJet говорила о средней цене около 106 фунтов стерлингов (примерно $161, или 5 013 рублей) за перелет в один конец, в то время как Virgin Atlantic гарантировала средний тариф в экономклассе на уровне 142 фунта стерлингов ($216, или 6 715 рублей).

В середине января easyJet, не завершив полностью процедуру согласования с российскими властями, открыла продажу билетов на рейсы между Москвой и Лондоном. Компания поставила минимальный тариф: первые билеты продавались по цене от $72,49 (от 2 193 рублей; чуть ли не в два-три раза ниже, чем у работающих на линии «Аэрофлота», British Airways и «Трансаэро»). «easyJet начала продажи, не представив в Росавиацию никаких документов, в том числе по тарифной политике, — пояснял один из источников «Газеты.Ru». – Это нарушение межправительственного соглашения».

Менее чем за две недели до открытия полетов easyJet договорилась с назначенным со стороны России перевозчиком – «Трансаэро», заключив соответствующее коммерческое соглашение. Детали соглашения стороны не раскрывают. Но итоговый минимальный тариф британского перевозчика по факту вырос: глава easyJet Каролин Макколл в интервью «Газете.Ru» сообщила, что цены на билеты компании начинаются с $99 (или 3 079 рублей; на $26,5 дороже, чем предлагала easyJet, открывая продажи). По минимальному тарифу продаются 10% мест на рейс, поясняла Маккол.

Несмотря на это, предложение easyJet остается самым низким. Сейчас самые дешевые билеты у британского перевозчика можно купить по цене 5 957 рублей ($191, в Лондон 11 апреля – обратно 18 апреля; без приобретения места для багажа). Самый дорогой билет – 10 286 рублей (4–11 апреля), рассказала Маргарита Устинова, директор по развитию бизнеса метапоисковика авиабилетов и отелей Kayak в России и СНГ (у поисковика есть договор с easyJet). Самый дешевый билет на полет в Лондон и обратно в апреле у «Аэрофлота» можно купить за 9 793 рублей (10–21 апреля), у British Airways – за 12 422 рублей (11–18 апреля), у «Трансаэро» — за 12 699 рублей (11–18 апреля).

Но easyJet, открывшая полеты между лондонским Гатвиком и московским Домодедово 18 марта, пока не добилась полной загрузки своего самолета А320 (180 мест). «На завтрашний рейс easyJet есть еще около 60 мест», — рассказала Устинова.

В ФАС недовольны необходимостью согласования тарифов новыми авиаперевозчиками с уже действующими, прописанной в межправсоглашениях между Россией и другими странами по авиаперевозкам. Артемьев назвал такое положение «анахронизмом».

«… тогда, в 1991 году, было 2500% инфляции, и поэтому, конечно же, на фоне этого государство должно было как-то регулировать, а сейчас это просто анахронизм», — заявил он, добавив, что ФАС обратилась к министру транспорта с просьбой незамедлительно отменить положение о согласовании тарифов, так как оно носит ярко антиконкурентный характер и противоречит Конституции и закону о конкуренции.

«А сами, со своей стороны, уже готовим соответствующее обращение в правительство с просьбой, при необходимости, выйти в Конституционный суд, чтобы он отменил эту часть межправсоглашений (они наднациональный характер носят), как противоречащую Конституции», — добавил Артемьев.

В Минтрансе сообщили, что писем от Артемьева на этот счет пока не получали. «Когда получим, рассмотрим в установленном порядке», — добавил представитель ведомства.

Необходимость согласования цен между назначенными перевозчиками содержится в межправительственном соглашении о воздушном сообщении между Россией и Великобританией, которое было заключено еще 19 декабря 1957 года, уточняют в «Трансаэро».

Коммерческое соглашение между «Трансаэро» и easyJet положений, касающихся установления сторонами тарифов на линии Москва – Лондон, не содержит, добавили в российской авиакомпании.

Официальный представитель «Аэрофлота» от комментариев воздержался. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», удивлен позицией главы ФАС. «Артемьев не знает, что условия работы easyJet значительно отличаются от условий, в которых работают наши авиакомпании, в том числе «Трансаэро», – негодует он, перечисляя, — у easyJet есть невозвратные тарифы и нет требований по обязательному питанию на борту, бесплатной норме багажа, нет соцобязательств, которые несут российские авиакомпании». Отмену положения о согласовании тарифов источник в «Аэрофлоте» счел шагом, которым власти поставят российских перевозчиков в заведомо проигрышную конкурентную позицию.