Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Армавиа» распрощалась с долгами

Авиакомпания «Армавиа» с 1 апреля прекращает полеты; перевозчик должен российским банкам и компаниям около $25 млн

,
Марина Лысцева/ИТАР-ТАСС
Авиакомпания «Армавиа» с 1 апреля прекращает полеты; перевозчик должен российским банкам, аэропортам и Росавиации около $25 млн. В правительстве Армении не исключают частичной национализации. Интерес к авиакомпании проявляли итальянские, армянские и российские инвесторы, но переговоры сорвались из-за оценки бизнеса.

Национальный авиаперевозчик Армении «Армавиа» с 1 апреля приостанавливает полеты, сообщили «Газете.Ru» в компании. «Авиация — та область, где нельзя останавливаться на достигнутом, — говорится в пресс-релизе перевозчика. — В течение трех лет владелец «Армавиа» вкладывал средства из других бизнесов для поддержания развития «Армавиа». Сегодня ситуация такова, что продолжать работу таким образом дальше нет возможности, поэтому принято решение приостановить полеты и начать процедуру банкротства».

«Компания благодарит всех своих пассажиров, с которыми ей пришлось работать все 12 лет, и желает им удачи», — подытожили в «Армавиа».

Продажа билетов на рейсы «Армавиа» остановлена и в кассах, и в системе онлайн-продаж. С утра 29 марта ни один самолет авиакомпании не вылетел из ереванского аэропорта Звартноц, сообщили «Газете.Ru» в аэропорту. Пассажирам компенсируют стоимость билетов на рейсы с датой после 1 апреля, говорят в компании, а пассажиров «Армавиа» до 1 апреля планируют отправить рейсами других авиаперевозчиков.

Забастовку объявили летчики компании, которым «Армавиа» задолжала зарплату за последние три месяца. Владелец компании Михаил Багдасаров встретился с пилотами, обещав погасить долги перед ними в первую очередь. В пятницу уволена часть административных сотрудников компании.

Задолженность авиакомпании «Армавиа» за аэронавигационное обеспечение в России составляет $288 тыс., сообщил источник в российских авиационных властях.

«Это уже просроченный платеж перед ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» за январь 2013 года», — уточнил он, пояснив, что задолженность за последующие месяцы относится к текущей, поэтому пока назвать общую цифру задолженности сложно. По информации представителя «Базэл аэро» («Армавиа» летает в Краснодар и Сочи), задолженность «Армавиа» перед аэропортами холдинга составляет около 900 тыс. рублей (около $30 тыс.). Перед аэропортом Внуково задолженность превышает 44 млн рублей, сообщили в аэропорту. В Домодедово сумму задолженности не назвали.

У перевозчика задолженность и перед российскими банками: «ВЭБу «Армавиа» должна немного, — уточняет информированный источник, — всего несколько миллионов рублей». Долг перед ВТБ значительный: банк ранее предоставлял «Армавиа» рефинансирование кредитов, взятых «Армавиа» на покупку самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100).

Теперь ВТБ пытается вернуть эти деньги и предъявил иск «Армавиа» и компании Mika Limited Михаила Багдасарова на сумму в $22 млн. От комментариев в госбанке воздержались.

Осенью 2012 года «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) оценили расходы, связанные с задолженностью авиакомпании «Армавиа» по эксплуатации самолета SSJ-100, более чем в $4 млн. Эта сумма включает в себя не только недофинансирование сделки, но и задолженность по обслуживаю машины и поставкам запчастей, сообщили тогда в ГСС.

Возможность банкротства «Армавиа» подтвердил начальник главного управления гражданской авиации Армении Артем Мовсисян. В рамках процедуры банкротства правительство может найти другого инвестора для компании или «Армавиа» может быть частично национализирована, не исключил чиновник, общаясь с журналистами в четверг. В правительстве Армении национализацию компании мотивируют стратегическим значением перевозчика в условиях, когда наземное международное сообщение блокируется Турцией и Азербайджаном. Какой процент акций «Армавиа» может выкупить государство, Мовсисян не уточнил.

Владелец «Армавиа» несколько месяцев вел переговоры о продаже пакета акций перевозчика, оценивая актив в $50 млн; намерения приобрести компанию выражали итальянские и российские инвесторы, но переговоры сорвались. В последние дни в армянской прессе говорилось об интересе к «Армавиа» армянского предпринимателя Гагика Царукяна, но он опроверг эту информацию. «Потенциальные покупатели рассматривают компанию со стороны количества авиарейсов и направлений, — уточнил источник на авиационном рынке Армении, — а в последний год «Армавиа» передала львиную долю направлений, в частности в европейские страны, компаниям-партнерам. В итоге «Армавиа» стремительно теряла свою стоимость».

«Армавиа» была создана в 1996 году, в 2005 году перешла под контроль Mika Limited Багдасарова. Выполняла более 100 рейсов в неделю по более чем 40 направлениям в 20 стран мира. 12 апреля у компании истекал срок заключенного между компанией и правительством Армении договора, по которому «Армавиа» получила эксклюзивные права как национальный перевозчик. За продлением лицензии компания не обратилась.