НПО «Мостовик» в четверг, 21 февраля, подпишет контракт на строительство железнодорожной магистрали Кызыл – Курагино, сообщил источник, знакомый с планами компании.
Основной инвестор проекта – Руслан Байсаров – пояснял в интервью «Газете.Ru», что
общий объем инвестиций в строительство дороги, по предварительным оценкам, составит 199 млрд рублей.
«25% финансирования я обеспечиваю за счет собственных средств. Остальное – привлеченные деньги, в том числе банковские кредиты, — говорил Байсаров. – Это крупнейший инфраструктурный проект в современной России».
Стоимость контракта с «Мостовиком» источник не назвал.
Ветка протяженностью около 400 км свяжет Эльгестское угольное месторождение с Транссибом.
Изначально предполагалось, что строительство первых 147 км будет финансировать государство за счет средств инвестфонда в размере более 40 млрд руб. Оставшиеся 255 км примерно за 85 млрд рублей должна была построить за свой счет Енисейская промышленная компания (ЕПК) экс-сенатора Сергея Пугачева, владевшая лицензией на разработку Эльгестского месторождения (в декабре 2012 года лицензия была аннулирована).
Контракт на государственную часть ветки в конце 2011 года получила «Стройновация» (дочерняя компания группы «Сумма» Зиявудина Магомедова). В тендере Росжелдора она обошла ФГУП строительства дорог и аэродромов Спецстроя, «Трансстрой» Олега Дерипаски, «Ямалтрансстрой» Игоря Нака и Зияда Манасира и омское НПО «Мостовик» Олега Шишова. Участвовать в конкурсе планировала и «Трансстроймеханизация» Аркадия Ротенберга.
Федеральное агентство выдало «Стройновации» аванс, но в октябре 2012 года правительство исключило проект из перечня реализуемых за счет средств инвестфонда, так как частный инвестор – ЕПК – не исполнял свои обязательства.
Росжелдор ведет переговоры о расторжении контракта со «Стройновацией» и одновременно пытается вернуть часть аванса – около 5 млрд рублей – по суду.
Контракт на другую часть ветки ЕПК весной 2012 года по тендеру отдала НПО «Мостовик». Но строительство участка не началось из-за финансовых проблем ЕПК.
В январе 2013 года временную лицензию на месторождение получила «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» Байсарова (конкурс на нового недропользователя может быть проведен до 15 апреля). Байсаров занимался разработкой Элегеста, будучи гендиректором ЕПК — с сентября 2011 года по июль 2012 года, он собирался купить компанию вместе с партнером по «Русской медной компании» Игорем Алтушкиным, но сделка не состоялась. Компания Байсарова в итоге заявила, что готова самостоятельно построить железную дорогу.
«Мы закладываем в план пять лет, — сказал бизнесмен о сроках строительства. – Хотя по моим оценкам, мы справимся за четыре с половиной года. Но максимум – это пять лет».
Магистраль соединит станцию Элегест сначала со столицей Тувы Кызылом, а затем со станцией Курагино в Красноярском крае, к которой подходит уже существующая сеть РЖД. Предполагается, что первая очередь тувинской дороги будет иметь пропускную способность в 15 млн тонн грузов с возможностью расширения до 27 млн тонн.