Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Партнеры по дискриминации

ФАС признала, что соглашение «Аэрофлота» и аэропорта Шереметьево нарушает закон о конкуренции

Стратегическое партнерство «Аэрофлота» и Шереметьево нарушает закон о конкуренции, решила антимонопольная служба. Поводом для разбирательства стали преференции государственной авиакомпании — передача Южного терминального комплекса аэропорта под ее рейсы. Решить проблему с допуском других перевозчиков Шереметьево придется за месяц.

Соглашение о стратегическом сотрудничестве аэропорта Шереметьево и «Аэрофлота», заключенное в октябре 2012 года, противоречит закону о конкуренции, решило подмосковное управление антимонопольной службы.

Решение вынесено 14 декабря. Управление признало «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) и «Аэрофлот – российские авиалинии» нарушителями закона «О защите конкуренции» (ч. 4 ст. 11). По мнению специалистов антимонопольного ведомства, отдельные условия соглашения «могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по авиаперевозкам».

«Создаются условия, ставящие авиакомпании в неравное положение по отношению друг к другу при использовании инфраструктуры международного аэропорта Шереметьево», — уточняют в ФАС.

Авиакомпания «Аэрофлот» и аэропорт Шереметьево заключили соглашение о стратегическом партнерстве после двухнедельного противостояния. На фоне ремонтных работ в летной зоне перевозчик, владеющий примерно 8% акций в МАШ, заявил о намерении инициировать отставку гендиректора МАШ Михаила Василенко, обвинив его в «деструктивном характере политики в отношении «Аэрофлота» – базовой авиакомпании и ключевого клиента аэропорта». До отставки дело не дошло, но в итоге были согласованы базовые принципы стратегического соглашения.

В частности, в рамках соглашения было решено, что под рейсы «Аэрофлота», дочерних компаний группы и партнеров «Аэрофлота» по альянсу Sky Team будет передан весь Южный терминальный комплекс Шереметьево (терминалы D, E, F). Остальным компаниям, в том числе второй по объемам перевозок из Шереметьево авиакомпании «Трансаэро», в 2014 году предстоит перевод рейсов в Северный сектор (терминалы B, C). Планы по активному развитию инфраструктуры этого сектора у МАШ существуют, но удастся ли реализовать эти планы вовремя, неизвестно.

Подписывая соглашение с «Аэрофлотом», в совете директоров Шереметьево отмечали, что документ учитывает, что у аэропорта «есть и сторонние пользователи услуг». Тем не менее вскоре московское областное управление ФАС нашло «явные ограничения конкуренции и изъятие из правил недискриминационного доступа к аэропортовой инфраструктуре в договоре», сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

«В этом документе в явном виде прописаны преференции для «Аэрофлота» и препятствия для других компаний», — сказал он. По итогам расследования ФАС потребует от авиакомпании и аэропорта изменить некоторые пункты соглашения, добавил чиновник.

Основанием для возбуждения дела послужили результаты проведенной внеплановой проверки в отношении МАШ на основании сообщений СМИ, говорят в антимонопольном ведомстве. И добавляют, что при рассмотрении дела и принятии по нему решения управление «учитывало мнения авиакомпаний, которые пользуются инфраструктурой аэропорта Шереметьево». «Они указали на возможное ущемление их интересов путем предоставления преференций определенным авиакомпаниям, что может послужить препятствием для формирования здоровой конкурентной среды», — сообщили в ФАС.

Осведомленный источник «Газеты.Ru» говорит, что претензии к соглашению выдвинули западные компании в том числе партнеры «Аэрофлота» по альянсу Sky Team. «Главная претнзия — передача Южного сектора», — подчеркнул он.

Шереметьево и «Аэрофлот» получат предписания о прекращении нарушения, содержащее «поведенческие условия со сроком исполнения один месяц».

Одновременно материалы будут переданы в ФАС для привлечения компаний и их должностных лиц к административной ответственности, уточнили в ФАС.

В Шереметьево говорят, что сотрудничают с авиакомпаниями в прежнем режиме и готовы диалогу с ФАС.