Москва стирает рекламу

В следующем году количество рекламных конструкций в Москве сократится на треть

,
В следующем году количество рекламных конструкций в Москве сократится на треть. Это следует из новых правил размещения рекламы в городе, одобренных столичным правительством. Город должен перестать быть «большим рекламным носителем», заявил мэр Сергей Собянин. Жалобы бизнеса на сокращение конкуренции и необходимость увольнений сотрудников городские власти не смущают.

Столичные власти утвердили новые правила установки и эксплуатации рекламных конструкций. Соответствующее постановление было принято на заседании городского правительства во вторник. Появление документа «связано с необходимостью сохранения архитектурно-художественного облика Москвы и создания комфортной среды для жителей города», говорится в документе. Начать работу по новым правилам планируется в 2013 году.

Как сообщил мэр Сергей Собянин, в центре города будет полностью запрещено размещение крупных рекламных конструкций. Мэр напомнил, что ранее уже были запрещены рекламные перетяжки над дорогами и щиты на строительных заборах и сетках, а также убрано огромное количество незаконных рекламных конструкций. При этом, по его данным, около 60% остающихся конструкций установлено незаконно. А столица по-прежнему перенасыщена наружной рекламой.

«Не город является большим рекламным носителем, а наоборот, реклама должна служить украшением городской среды», — подчеркнул градоначальник.

Сейчас в Москве действует более 19 тыс. долгосрочных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на носителях, принадлежащих городу, сообщил глава столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. Но срок действия 95% договоров истекает уже в следующем году, и к лету запланировано проведение открытых аукционов.

Разыгрываться лоты будут сразу с полным пакетом разрешительной документации по каждому конкретному месту. «Победителю не нужно будет дополнительных согласований. Такое будет впервые», — подчеркнул Черников.

Новыми правилами предусмотрено разделение города на 14 зон. Для каждой из них определен перечень допустимых к размещению типов рекламных конструкций, рассказал Черников. Наиболее жесткие ограничения действуют в центральной части города: например, на территории Московского Кремля допускается размещение исключительно афишных стендов для театров без подсвета. На территории за пределами Третьего транспортного кольца (кроме отдельных зон) допускается размещение всех разрешенных видов рекламных конструкций, уникальные и нестандартные конструкции.

В центральной и исторической частях города, а также на особо охраняемых природных территориях запрещается крупноформатная реклама. В частности, с территории внутри Бульварного кольца будут полностью убраны сити-борды размером 2х3,7 м, с площадей и улиц внутри Садового кольца — размером 3х6 м.

Вводится запрет на устаревшие и небезопасные рекламные конструкции. По мнению мэрии, это искажающие естественную панораму города флаги, сужающие тротуары и мешающие уборке улиц штендеры, негативно влияющие на безопасность дорожного движения панель-кронштейны, а также реклама на пешеходных ограждениях и скамейки с рекламными модулями.

После принятия новых правил около семи тысяч рекламных конструкций будут демонтированы, предупредил Черников:

в том числе все конструкции на пешеходных ограждениях (1115 конструкций), более тысячи щитов формата 3х6 из 8,5 тыс. имеющихся, 81 плоскостная конструкция на крышах из 338, а также 2,5 тыс. из более 3,1 тыс. панель-кронштейнов.

По словам Черникова, по итогам аукционов, проведенных по новым правилам, власти ожидают значительных поступлений в бюджет. Он привел в пример метрополитен, который за последние 1,5 года получил от рекламы доход в сумме, эквивалентной той, что была уплачена в предыдущие пять лет.

На том же заседание было принято еще одно решение, связанное с внешним обликом города. Правительство утвердило новые правила размещения вывесок на фасадах зданий. Вывески, которые не будут приведены в соответствие с новыми требованиями, с 1 ноября будущего года будут демонтированы.

По данным Москомархитектуры, в Москве зарегистрировано и имеет действующие разрешения всего лишь 31 тыс. информационных конструкций — не более 20% от общего количества. При этом вывески закрывают значительную часть фасадов и не хуже, чем реклама, нарушают архитектурно-художественный облик города.

Как сообщил на заседании главный архитектор города Сергей Кузнецов, по новым правилам, на фасадах зданий вывески должны размещаться не выше линии второго этажа. Для каждой организации и индивидуального предпринимателя может быть установлена только одна вывеска. А конструкции на крыше здания могут быть установлены только в том случае, если организация является его единственным правообладателем. Максимальный размер настенных вывесок не должен превышать полуметра в высоту и десяти метров в ширину.

На фасадах объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, а также на зданиях, построенных до 1952 года, будут размещаться только вывески габаритами не более 0,5мx0,5м.

Начать наведение порядка с вывесками планируется с улиц Тверская, Воздвиженка и Новый Арбат, а также части Садового кольца Москвы.

Поправить правила размещения рекламы в Москве власти города пытаются с лета 2012 года. Но первоначальный вариант документа вызвал резкое неприятие участников рынка: они утверждали, что правила будут способствовать сокращению конкуренции. Бизнес-омбудсмен Борис Титов даже направил письмо Сергею Собянину с замечаниями к документу.

Одобренный во вторник вариант бизнесмены также считают слишком жестким. «Мы поддерживаем большинство нововведений, которые предусматривают утвержденные правила размещения наружной рекламы в Москве. Мы считаем очень важными пункты, направленные на защиту памятников архитектуры и облика исторической части города. Но в правилах содержатся и избыточные ограничения — в частности, полная ликвидация рекламы на фасадах зданий и ограничения по целым классам других конструкций. Мы надеемся, что с течением времени чрезмерно жесткие запреты будут скорректированы», — говорит совладелец Russ Outdoor Максим Ткачев.

Необходимость в принятии правил назрела, но они не отвечают современным требованиям: развитию конкуренции, частного предпринимательства, говорит руководитель секции наружной рекламы гильдии предприятий торговли и услуг Московской торгово-промышленной палаты Севиль Эфендиева. «Поскольку правила ограничивают форматы и территорию, на которой можно размещать объекты наружной рекламы, подавляющее большинство операторов наружной рекламы попадут под запрет», — отмечает она.

«Правительство Москвы продолжает политику по уничтожению любого вида рекламы в городе, кроме рекламы в метро и на транспорте, делая так, чтобы эти виды рекламы приносили городу все больший доход,

— говорит генеральный директор «Гаврилоф Бразерс» Александр Каспирович. — Да, управлять рынком станет легче, но правила отражают только интересы чиновников, они не отражают интересы жителей, так как реклама на фасадах приносила городу большой доход». По словам бизнесмена, выручка его компании сократится в 2–3 раза, а часть сотрудников придется уволить.

В правительстве Москвы идти на поводу у участников рынка не собираются. «Это, к сожалению, попытка участников рынка немного сбить нас с пути, но мы не можем работать, прикрываясь только интересами малого бизнеса», — отверг эти претензии Черников в интервью «Газете.Ru».