Пенсионный советник

130 кресел свободны от Минпромторга

Разработка российского лайнера на 130 кресел отложена до 2016 года

Алина Черноиванова 24.11.2012, 13:00
Компьютерная модель самолета в конструкторском бюро предприятия «Сухой» Михаил Фомичев/ИТАР-ТАСС
Компьютерная модель самолета в конструкторском бюро предприятия «Сухой»

Решение по созданию российского лайнера на 130 кресел отложено до 2016 года. Весной Минпромторг заказал ОАК аванпроект самолета NG за 2,5 млрд рублей, но теперь решил сконцентрироваться на SSJ-100 и МС-21. Работы по 130-кресельной машине будут продолжены за счет собственных средств ОАК, говорят в авиастроительной корпорации.

Решение о судьбе ближнемагистрального самолета на 130 кресел будет приниматься после уточнения сроков выхода на рынок магистрального МС-21, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров. «Мы не можем сегодня закрывать всю линейку, в которой есть необходимость, как на территории России, так и с учетом зарубежных рынков, — пояснил министр после заседания правительства, на котором была утверждена госпрограмма «Развитие авиапрома» до 2025 года. – Концентрируем внимание и ресурсы на проекте SSJ на 95 и 110 мест и самолете МС-21 в 180-кресельной версии».

«Когда будем понимать, как сложится рынок, дату выхода МС-21 на этап сертификации, тогда будем принимать решение по 130-местному самолету», — сообщил Мантуров.

Сертификация МС-21 планируется на 2016 год.

Весной 2012 года Минпромторг провел открытый конкурс по разработке ближнемагистрального самолета нового поколения. Профильное министерство заказывало проект воздушного судна с использованием наработок, сделанных при создании SSJ-100 («Гражданские самолеты Сухого», ГСС) и МС-21 («Магистральный самолет XXI века», корпорация «Иркут»).

Максимальное число пассажиров в одноклассной компоновке нового лайнера — до 130 человек (в SSJ-100 — 98 кресел; в семействе МС-21 — 150—210 кресел). Дальность полета — от 3280 км до 5300 км, говорилось в конкурсной документации. Требованием Минпромторга значилась и экономичность лайнера: эксплуатационные расходы должны быть как минимум на 5% меньше, чем у «проектируемых зарубежных самолетов» на 130 кресел.

Перед разработчиком ставилась задача не только разработать эскизный проект самолета NG, но и провести маркетинговые исследования, в том числе найти потенциальных заказчиков лайнера и в перспективе заключить контрактные обязательства по приобретению серийных самолетов.

«С точки зрения маркетингового анализа 130-местная ниша — та ниша, которая сейчас будет быстро развиваться», — пояснял «Газете.Ru» замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь. Новый класс таких лайнеров выводит на рынок канадская компания Bombardier: семейство CSeries состоит из двух базовых моделей: CS100 (от 100 до 125 кресел) и CS300 (от 120 до 145 мест). «Но Bombardier весь рынок не покроет, а самолет нового поколения Boeing и Airbus — это после 2020 года, — говорил Слюсарь. – Мы постараемся в эту нишу войти».

Стоимость контрактных работ по NG Минпромторг заявил на сумму 2,576 млрд рублей. Конкурс признали несостоявшимся: на него была подана только одна заявка – от «Объединенной авиастроительной корпорации», но по закону о госзакупках, ОАК получила контакт.

В первом квартале 2013 года в Минпромторге предполагают увидеть предварительные наработки по проекту.

«Мы ведем работу по исследованию этого сегмента рынка с максимальным использованием тех заделов, которые созданы как по программе SSJ-100, так и МС-21, — пояснил «Газете.Ru» президент ОАК Михаил Погосян. – Сейчас программа находится на внутренней стадии развития и, собственно, мы работаем над тем, как развивать семейство самолетов: анализируем эту область точно так же, как анализируем область создания самолетов большей размерности».

Погосян уточнил, что работа по проекту ведется как из денег, полученных в рамках заказа Минпромторга, так и из собственных средств корпорации.

«В начальной стадии работ такие проекты не являются сильно затратными, — сказал глава ОАК. – Поэтому балансируем источники».