Пенсионный советник

«Журавли» упали

За два дня акции компании CEDC упали почти на 55%

Екатерина Ткаченко 15.11.2012, 16:47
Стоимость компании-владельца водочного бренда «Зеленая марка» упала на 55% Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ
Стоимость компании-владельца водочного бренда «Зеленая марка» упала на 55%

Менее чем за 12 часов стоимость алкогольного холдинга CEDC — владельца водочных брендов «Парламент», «Журавли» и «Зеленая марка» — рухнула на 55%. Инвесторы опасаются срыва объединения компании с «Русским стандартом» Рустама Тарико. За два года один из крупнейших производителей водки в России подешевел в 15 раз.

Бумаги алкогольного холдинга Central European Distribution Corporation (CEDC), владеющего в России заводами группы «Русский алкоголь», с вечера среды упали почти на 55%. Компания в очередной раз переписывает финансовую отчетность, а инвесторы не исключают срыва сделки по объединению бизнеса CEDC с «Русским стандартом» Рустама Тарико.

В среду акции польской компании рухнули на 22%, в четверг обвалились еще на 33%.

Накануне Тарико направил уведомление в Комиссию по биржам и ценным бумагам США (SEC) об «утрате доверия к временному гендиректору компании Дэвиду Бейли и независимым членам совета директоров». Он также попросил инвесторов «вмешаться в ситуацию и пересмотреть свои планы относительно компании». Претензии Тарико в четверг поддержал владелец 9,5% акций CEDC Марк Кауфман, предложивший свою кандидатуру в совет директоров.

В CEDC и «Русском стандарте» отказались комментировать отношения между акционерами.

О необходимости пересмотреть финансовую отчетность за 2010–2011 годы CEDC — производитель популярной в России водки «Парламент» и «Зеленая марка» — объявил еще в начале июня. В расчетах российского подразделения «Русский алкоголь» были найдены ошибки: учет скидок в компании не соответствовал требованиям раскрытия информации со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США по форме 10-К.

Польский холдинг рассматривает возможность пересмотра и отчета за 2009 год.

Внутренний аудит CEDС выявил, что финансовая отчетность не отражала ретроспективных скидок, предоставленным клиентам «Русского алкоголя». Это снижение цены уже проданного товара. Ретроспективные скидки предоставляются за приобретение товара на определенную сумму. Из-за пересмотра отчетности выручка CEDС с января 2010 по декабрь 2011 года могла быть снижена.

Во вторник компания представила скорректированную отчетность и объявила результаты своей деятельности за первое полугодие текущего года.

В результате пересмотра показателей выяснилось, что продажи компании за 2010 год были завышены на $29,6 млн, а за 2011-й — на $11,3 млн. «Ранее не учитывались торговые скидки, предоставленные российским потребителям», — признали в CEDC.

По данным за первое полугодие 2012 года продажи за год снизились на 2,6% — с $744 млн до $724,5 млн. Операционная прибыль упала на 78,7% — с $16,089 млн до $3,418 млн.

Финансовые сложности польской компании сопровождают переговоры с потенциальными инвесторами: концерн Тарико ведет переговоры о возможном альянсе с CEDC. Ранее предприниматель выкупил 9,9% польского холдинга. «Русский стандарт» был намерен инвестировать в польскую компанию и помочь CEDC расплатиться с долгами. В обмен бизнесмен планировал получить дополнительные 19,9% акций польского алкогольного концерна.

В марте текущего года CEDC подписала обязывающее соглашение о создании стратегического альянса с корпорацией Тарико. «Русский стандарт» собирался инвестировать около $100 млн в CEDC, купив через дочернюю структуру Roust Trading акции и облигации польской компании (с возможностью конвертировать бонды в акции после завершения сделки). Кроме того, компании Тарико были готовы прокредитовать польский концерн, получив его долговые бумаги на $210 млн со ставкой 6%, и конвертируют в них часть уже принадлежащих Roust Trading бондов.

Но последнее письмо Тарико в CEDC инвесторы оценили как сигнал о возможном отказе от сделки. После обвала последних часов капитализация CEDC сократилась до $117,34 млн. В начале 2011 года компания стоила около $1,8 млрд. Объем производства «Русский стандарт» на российском рынке составляет 1,5%, а CEDC — 13–14%. 29 ноября, по итогам первой сделки с Тарико, капитализация CEDC составляла $246,4 млн.

«Несмотря на падение акций, CEDC остается лидером рынка по производству водки в России, и Тарико в любом случае выгодно его приобретение. Он купит пакет по более дешевой цене», — полагает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФФРА) Вадим Дробиз.