Пенсионный советник

Не въезжают в приватизацию

Владимир Якунин рассчитывает на рост капитализации РЖД через 5 лет до $129 млрд

Екатерина Карпенко, Рустем Фаляхов 12.11.2012, 17:28
Владимир Якунин считает, что через 4-5 лет стоимость компании вырастет в 2,5-3,5 раза ИТАР-ТАСС
Владимир Якунин считает, что через 4-5 лет стоимость компании вырастет в 2,5-3,5 раза

Через пять лет «Российские железные дороги» будут стоить $129 млрд, обещает глава госкомпании Владимир Якунин, не раскрывая плана повышения цены. Если прогноз оправдается, РЖД обойдут по стоимости «Газпром», «Роснефть» и всех железнодорожных операторов мира. Но сейчас госкомпания, по оценкам Якунина, стоит в 3,5 раза дешевле — $36 млрд. Три месяца назад его же оценка была на $20 млрд выше.

Суммарная стоимость Российских железных дорог оценивается в 1,12 трлн рублей ($36 млрд), сообщил на парламентских слушаниях «Итоги и перспективы приватизации в России» глава госкомпании Владимир Якунин. И такая оценка, по его словам, невыгодна для приватизации 25-процентного пакета акций компании.

Долю можно продать за 280 млрд рублей, цитирует топ-менеджера «Прайм». Якунин традиционно выступил против приватизации. По его словам, сначала нужно дождаться реформирования компании и стабилизации макроэкономического климата.

Со ссылкой на материалы РЖД Якунин заявил, что через четыре-пять лет стоимость компании вырастет в 2,5–3,5 раза до $86–129 млрд. Источник оценки топ-менеджер не указал.

Для сравнения: капитализация «Роснефти» (на основании стоимости акций на ММВБ в понедельник) оценивается в более чем $81 млрд, Сбербанка – $60,7 млрд, «Газпрома» — более $109 млрд.

Капитализация Total, по данным Forbes, — более $132 млрд, Sinopec — $104 млрд, ConocoPhilips – почти $100 млрд. Крупнейшая по стоимости публичная железнодорожная компания мира – американская United Pacific — $54,3 млрд. Canadian National Railway оценивается в более чем 35 млрд, а японские East Japan Railway и Central Japan Railway – $25,4 млрд и $17,6 млрд.

Еще в августе 2012 года в интервью Independent глава РЖД говорил, что в 2005 году она стоила 1,3 трлн рублей, а сейчас оценивается в 1,7 трлн рублей. Он также отмечал, что приватизация части пакета может быть проведена через IPO на Лондонской фондовой бирже.

В июне, по данным «Ведомостей», Минфин оценивал капитализацию РЖД в 2,8 трлн рублей ($85 млрд). Таким образом, 25-процентный пакет стоит 700 млн рублей.

Несмотря на возражения Якунина, Минэкономразвития решило, что процесс приватизации РЖД может стартовать в 2013 году. Планируется продать пилотный пакет в 5% акций. В свою очередь замминистра транспорта Алексей Цыденов говорил, что эта доля может перейти к ВЭБу или «какому-либо фонду».

Компания же считает целесообразным такой вариант в 2013–2014 годах. Далее следует создать кредитную историю, а оставшиеся 20% продавать через IPO в 2015–2016 годах, говорит источник «Прайма».

В Росимуществе отмечают, что обсуждают различные варианты и способы приватизации пакета РЖД. Об оценке компании там пока не говорят. «Правительство примет решение об окончательном варианте — тогда можно будет говорить и о стоимости пакета», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе Росимущества.

На прошлой неделе правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2013 год и 2014–2015 годы. Инвестиции компании по сравнению с 2012 годом значительно снизятся – с 492 млрд до 411,5 млрд в 2013 году, 360 млрд в 2014 году и 346 млрд в 2015 году. По заявлению РЖД и Минтранса, такие параметры означают отсутствие вливаний в развитие отрасли и поддержание ее текущего состояния. По словам Якунина, возможности приватизации дочерних компаний РЖД исчерпала. В Минэкономразвития считают, что компания должна ориентироваться и на доходы от планируемой в последующие годы приватизации.

Чистая прибыль РЖД по российским стандартам по итогам 2011 года составила 16,8 млрд рублей, выручка — 1,288 трлн рублей. По итогам 2012 года, по расчетам Якунина, чистая прибыль по РСБУ должна составить 5–10 млрд рублей.

Скачкообразный рост капитализации РЖД маловероятен, полагает партнер компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, Якунин, скорее всего, рассчитывает на увеличение капитализации в зависимости от роста фондового рынка.

«До кризиса фондовый рынок (по РТС) достигал 2500 пунктов и к концу 2008 года прогнозировался рост до 3000 пунктов. Сейчас, спустя четыре года, индекс находится в районе 1400 пунктов. Не думаю, что в ближайшие пять лет рынок вырастет настолько, чтобы в разы выросла капитализация РЖД», — говорит Николаев. По его мнению, Якунин, поскольку он возглавляет госкомпанию, вынужден исходить из официальных прогнозов по росту ВВП – по 4% в ближайшие три года – и рассчитывает на автоматический рост капитализации компании вместе с ростом рынка.

Эксперты склоняются к тому, что достичь такого увеличения ВВП невозможно. «Экономика России начала замедляться с сентября, и к концу этого года рост прекратится. Наш прогноз на 2013 год – нулевой ВВП. Это в лучшем случае, в худшем – минус 2 процента ВВП», — дает прогноз Николаев.

Финансист не уверен в необходимости продавать даже 5% РЖД. По мнению Николаева, пакет можно передать стратегическому инвестору, например ВТБ.

«Сомневаюсь, что это сделает РЖД более прозрачной компанией», — заключает эксперт.

Такого же мнения придерживаются и в Институте проблем естественных монополий. Его эксперты считают, что продажа пакета РЖД стратегическому инвестору не улучшит корпоративное управление и не окажет стимулирующего влияния на фондовый рынок. Положительный эффект получит только федеральный бюджет, говорят в ИПЕМ.

Стоимость РЖД будет серьезно расти, если и государство, и компания приложат усилия, считает партнер Grand Thornton в России Елена Дмитриева. По ее словам, правительство должно вложиться в модернизацию инфраструктуры и возьмет на себя социальную составляющую расходов компании. РЖД должны, полагает эксперт, вкладываться в коммерчески привлекательные и окупаемые проекты.

Капитализации на уровне $129 млрд можно достичь, говорит независимый аналитик Михаил Зак, но для этого необходимо продолжение экономического роста, увеличение чистой прибыли РЖД в 3 раза и улучшение инвестиционного климата настолько, что дисконт, применяемый при оценке российских компаний на Западе, будет нивелирован.