Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

РЖД квазиприватизируют

Правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2013 год, 5% акций компании купит ВЭБ

Екатерина Карпенко 08.11.2012, 20:31
Правительство утвердило инвестиционную программу РЖД на 2013 год ИТАР-ТАСС
Правительство утвердило инвестиционную программу РЖД на 2013 год

Пилотная продажа акций РЖД будет квазиприватизационной сделкой. 5% бумаг, включенные в программу приватизации на 2013 год, выкупит ВЭБ. Другие источники пополнения инвестпрограммы железных дорог — продажа «дочек» и кредиты. В Минэкономразвития уверены, что монополии нужно активнее сокращать расходы.

Правительство одобрило инвестпрограмму Российских железных дорог (РЖД) на 2013 год в размере 411,5 млрд рублей. В 2014—2015 годах показатель запланирован на уровне 360 млрд рублей и 346 млрд рублей соответственно. В 2012 году монополии удалось сэкономить более 60 млрд рублей, в результате инвестпрограмма выросла до 492,1 млрд рублей.

Программа на 2013—2015 годы предусматривает реконструкцию путей (250 млрд рублей), меры технологической безопасности (425 млрд рублей), закупку локомотивов и вагонов. В 2013 году РЖД купит 770 локомотивов, в 2014-м и 2015-м будет приобретать по 700 ежегодно. В следующем году парк компании должен пополниться 274 вагонами электричек. РЖД также обещает за три года оптимизировать затраты на 127 млрд рублей.

Министр транспорта Максим Соколов признал, что высокий уровень износа железнодорожной инфраструктуры при таких объемах вливаний сохранится (в 2015 году это 84% путей).

Глава РЖД Владимир Якунин, как всегда, жаловался, что отрасли нужны государственные деньги на развитие, доступ частным инвесторам закрыт, а ресурсы для пополнения инвестпрограммы ограничены. По словам топ-менеджера, к 2015 году РЖД практически исчерпают два источника инвестиций — доходы от приватизации и кредиты. В июне план по заимствованиям на 2012 год оценивался в 100 млрд рублей, в последующие 3—5 лет — в 60—80 млрд ежегодно. И Соколов, и Якунин говорили, что соотношение долга к EBITDA (прибыль до вычета налогов, амортизации и процентов по кредитам) в 2013—2015 годах будет на уровне 2,2, 2,4, 2,5.

Продажа активов в 2012—2013 годах должна принести около 118 млрд рублей. В этом году самая крупная сделка — продажа оставшегося пакета (25% + 1) Первой грузовой компании. Независимая транспортная компания Владимира Лисина, заплатившая в прошлом году 125 млрд рублей за 75% минус 1 акция ПГК, предложила за актив 50 млрд рублей. Также на пакет претендует АФК «Система».

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов напомнил о запланированной приватизации РЖД. Пилотный проект — продажа 5% акций в 2013 году.

По словам замминистра транспорта Алексея Цыденова, доля может перейти к ВЭБу или «какому-либо инвестфонду». Чиновник полагает, что для на IPO монополия не готова.

В ВЭБе это не прокомментировали.

По мнению Белоусова, проблема «практически нулевой» прибыли РЖД связана не с уровнем тарифа и доходами от перевозок, а с резким ростом сопутствующих расходов.

«Именно из-за этого сегодня происходит основная драма», — говорил Белоусов. По его словам, резервы РЖД по сомнительным долгам в 2012 году составляют 63 млрд рублей, а в 2013 году — 80 млрд рублей. Социальные расходы — 30 млрд рублей. Долговая нагрузка высока, признал глава МЭР, но отметил, что здесь ресурс есть: некоторые компании работают с коэффициентом 2,5—2,7. Рискованным считается соотношение 3, считает Белоусов.

Разошлись мнения и относительно рентабельности железнодорожных перевозок. Белоусов говорил о 10%, Соколов и Якунин — о 4,5%.

Кроме того, жаловался Якунин, тарифы правительство рассчитывает на основе «пессимистической оценки стоимости нефти». «Ни разу тарифы не поднимались выше реального изменения цен в промышленности. Тарифная политика никогда не корректировалась», — сетовал глава РЖД.

В 2013 году тарифы на грузоперевозки повысятся на 7%, на пассажирские (плацкарта) — на 10%. Для изыскания денег на инвестпрограмму РЖД предлагала увеличить грузовой тариф на 11,7%, где 4% должна быть инвестиционная составляющая. Монополии в этом запросе отказали.

Но тему отмены поездов и нехватки 26 млрд рублей субсидий на пригородные перевозки Якунин на заседании правительства уже не поднимал.

Правительству и РЖД удалось согласовать концепцию развития пригородных перевозок. Предполагается, что в расчет затрат РЖД будет закладываться инвестиционная составляющая, выпадающие доходы будут компенсированы, проезд льготников — полностью оплачиваться. Кроме того, для безбилетников в электричках разработают новые штрафы и методы их взимания.

Снижение инвестпрограммы год от года — тревожная тенденция не только для компании, но и для всей страны, полагает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

«Когда одна из крупнейших монополий планирует такое резкое снижение вложений в основной капитал, это значит, что темпы экономического роста, которые нарисованы в прогнозе, — 3,8% в 2013 году — ставятся под большой вопрос», — говорит эксперт, добавляя, что «рост экономики прямо зависит от инвестиций в основной капитал».

Сеть РЖД требует государственных вливаний, согласен аналитик БКС Игорь Краевский. «На все денег не хватит, поэтому нужно исходить из соображений экономической эффективности и инвестировать в те проекты, которые пользуются наибольшим спросом: поддерживать инфраструктуру», — говорит эксперт. Он отмечает, что отсутствие механизмов прихода частных инвесторов в инфраструктуру — не единственная проблема. Срок окупаемости проектов — 20—30 лет.

Но к перспективе продажи 5% РЖД ВЭБу эксперт относится скептически: вложение будет «перекладыванием денег из одного кармана в другой».

Похоже, других покупателей нет, полагает Краевский: «В России стратегических инвесторов нет. Западным компаниям этот актив вряд ли будут продавать. Перспектива открытого размещения выглядит пессимистической: ни правительство, ни РЖД не определились с конфигурацией компании — будет ли она инфраструктурной или оператором подвижного состава».