Пенсионный советник

Ереван сбивает «Армавиа»

Ереванский аэропорт заблокировал рейсы «Армавиа» на фоне переговоров о продаже авиакомпании

Алина Черноиванова, Наринэ Киракосян (Ереван) 17.10.2012, 18:29
Ереванский аэропорт заблокировал рейсы «Армавиа» на фоне переговоров о продаже авиакомпании ИТАР-ТАСС
Ереванский аэропорт заблокировал рейсы «Армавиа» на фоне переговоров о продаже авиакомпании

Аэропорт Звартноц закрыл обслуживание рейсов «Армавиа» из-за долгов перевозчика. В авиакомпании считают, что аэропорт на фоне переговоров о продаже «Армавиа» сбивает цену на актив. Среди претендентов на авиакомпанию называют и владельца Звартноца, и зятя президента Армении. Но владелец «Армавиа» уверяет, что покупатели — не из Армении.

Ереванский аэропорт Звартноц утром 17 октября заблокировал обслуживание рейсов национального авиаперевозчика Армении компании «Армавиа». Запреты на вылеты из аэропорта за последний месяц стали регулярными: ряд рейсов авиакомпании отменялись в течение недели, но в среду аэропорт принял решение об отмене всех рейсов компании.

Перевозчик задолжал ереванскому аэропорту $3,36 млн, пояснил представитель аэропорта Геворк Абрамян. Аэропорт, авиакомпания и Главное управление гражданской авиации (ГУГА) Армении после ряда конфликтных ситуаций, связанных с неуплатой долгов перевозчиком аэропорту, заключили соглашение о схеме и графике выплат. «Армавиа» взяла на себя обязательства не накапливать долг выше $2,36 млн, пояснили в Звартноце, но соглашение «всячески игнорируется».

20 сентября аэропорт приостановил рейсы компании на сутки, компания выплатила часть долга, и полеты были возобновлены. Но с того момента веерные запреты для «Армавиа» носят регулярный характер, сетует источник в Звартноц. «Отказываемся обслуживать их рейсы несколько раз в неделю, и после задержки рейсов на несколько часов «Армавиа» выплачивает определенную сумму, и полет разрешается», — говорит сотрудник аэропорта.

«Уже который раз сталкиваемся с задержкой рейса «Армавиа», — подтверждает пассажир рейса U8 931 (должен был вылететь в 11.00 в Краснодар). – Нам не отвечают на вопросы, когда все-таки летим». До 20.00 17 октября компания должна была выполнить шесть вылетов в российские города. Вылеты были приостановлены на неопределенное время. Позднее стало известно, что «Армавиа» выплатила аэропорту 90 млн драмов (более $222 тыс.), после чего аэропорт принял решение о возобновлении обслуживания рейсов до 11.15 четверга.

В «Армавиа» утверждают, что график выплат по долгам аэропорту выполняют, и подозревают Звартноц в попытках «понижения цены авиакомпании» на фоне переговоров о ее продаже.

«Компания ежедневно переводит нужную сумму», — заявили в пресс-службе «Армавиа». Действия Звартноц «наносят урон имиджу авиакомпании, и отражаются на цене акций компании», добавил представитель перевозчика, напомнив, что «ведутся переговоры с потенциальным покупателем».

Интерес к активу, по данным источников на рынке, проявлял армянский предприниматель Арутюн Памбукян с пулом инвесторов из Москвы. Представители «Армавиа» говорили, что переговоры ведутся и с некой итальянской компанией. «Желающие есть. Не могу назвать количество компаний, но выборы и альтернатива есть», — добавляла представитель «Армавиа» Нана Аветисова.

Потенциальным претендентом на актив считали и совладельца аэропорта Звартноц гражданина Аргентины армянского происхождения Эдуардо Эрнекяна. «У Эрнекяна – давние отношения с армянскими властями. В 2001 году он получил для своей компании American International Airports Звартноц в концессионное управление сроком на 30 лет, — пояснил источник, осведомленный в ситуации на авиарынке стран СНГ. – Но Эрнекян уже сам публично опроверг информацию об интересе к «Армавиа».

«Подозреваю, что слухи про обширный интерес к активу распространяет сама компания, — считает другой источник, знакомый с авиарынком Армении. – Сейчас на рынке и в провластных кругах называют нового кандидата в покупатели «Армавиа» – теперь это зять президента Армении Сержа Саргсяна Микаел Минасян». Но нынешний владелец «Армавиа» Михаил Багдасаров (владеет компанией с 2005 года) уже заявил армянским журналистам, что «это совершенно другие люди – из Австралии, Италии, России. Там 3-4 варианта есть».

«На самом деле прежде всего армянское правительство решает, кому Багдасаров продаст компанию. Сейчас им нужно найти компромиссное решение: Багдасаров хочет получить свое, но правительство хочет передать компанию в нужные руки», — говорит источник «Газеты.Ru».

«Армавиа» – единственная авиакомпания Армении, стратегический актив, так как у страны заблокированы сухопутные транспортные пути со стороны Турции и Азербайджана. Для продажи всей компании или ее части владелец «Армавиа» должен получить согласие со стороны правительства – через ГУГА Армении. «В любом случае до конца этого года «Армава» будет продана», — уверен источник «Газеты.Ru». Планы по продаже актива до конца 2012 года подтверждают и в авиакомпании.