Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Скорость есть, денег нет

Сеть высокоскоростных и скоростных железных дорог в России оценили в 6 трлн рублей; денег в бюджете нет

Алина Черноиванова 01.10.2012, 22:25
ИТАР-ТАСС

На создание сети высокоскоростных и скоростных железных дорог в России требуется более 6 трлн рублей. Но денег в бюджете нет даже на магистраль от Москвы до Петербурга. Пока развитие таких дорог не станет идеологией на государственном уровне, все будут считать, сколько денег хочет украсть на этом РЖД, сетует президент компании Владимир Якунин.

Министерство транспорта предложит правительству направить дивиденды Российских железных дорог (РЖД) за 2012 год на проектные работы по программе высокоскоростного железнодорожного движения, сообщил замглавы ведомства Алексей Цыденов на слушаниях в Общественной палате. «Надеемся, правительство нас поддержит в целом», — добавил он.

Минфину «все равно — что из бюджета давать деньги, что дивиденды полностью направить на это дело», поддержал инициативу Минтранса президент РЖД Владимир Якунин.

В аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего транспортную отрасль, предложение профильного ведомства не комментируют.

Весной Минфин согласовал инициативу Минэкономразвития, по которой госкомпании должны выплачивать дивиденды в размере не менее 25% чистой прибыли по российским стандартам бухучета (РСБУ). РЖД в рамках этого решения направили 25% прибыли за 2011 год единственному акционеру — государству: на дивиденды было выделено 4,2 млрд рублей.

Чистую прибыль компании в 2012 году и, соответственно, возможный объем дивидендов, которые РЖД могут выплатить государству, аналитики прогнозировать не берутся, но эти деньги не сыграют значительной роли в создании высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России, считает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь».

«Основная сумма инвестиций приходится не на проектную документацию, а на само строительство, — отмечает он. — Проектную документацию изготовят, но дешевле от этого проект не станет. С учетом всех бюджетных назначений сейчас это нерешаемый вопрос».

Программа развития высокоскоростного движения прорабатывается РЖД уже много лет. Схема организации такого движения была скорректирована с учетом проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. В РЖД рассчитывали, что правительство в 2012 году согласует первую из магистралей высокоскоростного движения — ВСМ-1 между Москвой и Петербургом. Общая стоимость проекта ВСМ-1 — более 1,1 трлн рублей (с учетом частных инвестиций).

«Это полностью готовый к реализации проект, — пояснял Денис Муратов, гендиректор «Скоростных магистралей» («дочка» РЖД). — В ценах соответствующих лет, с 2012-го по 2018 год, инвестиции государства таковы: 10,565 млрд рублей на мониторинг и управление проектом, подготовку и проведение конкурса на заключение концессионного соглашения, 76,604 млрд рублей на подготовку территории строительства и выкуп земли и 707,856 млрд рублей на само строительство. В общей сложности — 795 млрд рублей».

Но окончательного согласования РЖД не получили: в проекте бюджета на 2013 год денег на ВСМ нет.

Из-за бюджетных ограничений «Скоростные магистрали» сейчас прорабатывают вариант строительства ВСМ-1 по частям. Головным участком магистрали планируется сделать отрезок Крюково (Московская область) — Новая Тверь — Логовежь (Тверская область). Он обеспечит время в пути по маршруту Москва — Тверь менее 40 минут и отчасти разгрузит Октябрьскую железную дорогу, говорится в презентации компании, представленной в Общественной палате. Строительство участка протяженностью 180 км займет три года, в текущих ценах без НДС оценивается в 185,6 млрд рублей.

Еще один перспективный проект, который детально прорабатывается в РЖД, это магистраль между Москвой и Екатеринбургом. Стоимость строительства ВСМ-2 в ценах 2012 года с учетом НДС составляет почти 1,6 трлн рублей. На разработку проектной документации, проектно-изыскательные работы и работу консультантов, по предварительным оценкам экспертов аудиторской группы PricewaterhouseCoopеrs (PwC), требуется не менее 71 млрд рублей.

На реализацию же всего проекта создания высокоскоростного движения в России, по расчетам Института экономики и развития транспорта, необходимо более 4,4 трлн рублей, а с учетом проектов скоростного движения — 6,3 трлн рублей до 2030 года.

Этих средств, судя по презентации института, достаточно для создания высокоскоростных (максимальной скоростью до 400 км/ч) и скоростных (от 160 до 250 км/ч) магистралей от Москвы до Петербурга и Екатеринбурга, до Минска и Киева (расчеты приводятся по территории России), магистралей между Казанью и Самарой, Саратовом и Волгоградом, Самарой и Пензой и так далее. «В среднем 333 млрд рублей в год, — пояснил гендиректор профильного института Федор Пехтерев. — Не так много для Российской Федерации».

«Что бы ни делали РЖД (лоббируя проекты ВСМ. — «Газета.Ru»), все равно будут говорить, что РЖД хотят потратить 6 трлн рублей, а дальше — в зависимости от собственных представлений, что честно, а что нечестно, — будут рассчитывать, сколько они (РЖД. — «Газета.Ru») на этом хотят украсть», — предположил Якунин.

Поэтому высокоскоростное движения должно быть не идеологией РЖД, а идеологией правительства и бизнеса, считает он. Пока же «правительство говорит: бюджета не хватает, нужно сокращать расходы», напомнил президент РЖД: «Расходы можно сокращать сколько угодно, но, если не создавать источники роста, никаких доходов не будет вообще».

Общественная палата по итогам слушаний рекомендует правительству, Минтрансу и Минфину активизировать работу по запуску проектов ВСМ, поддержать предложения РЖД по включению проектов в обновленную стратегию развития транспорта до 2030 года и зарезервировать земли под проект ВСМ-1.