Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Планов на полтора «Аэрофлота»

«ЮТэйр» намерена за три года вытеснить «Трансаэро» со второго места в пятерке лидеров авиаперевозок

Алина Черноиванова 27.09.2012, 20:31
РИА «Новости»

«ЮТэйр» намерена в 2015 году перевезти 15 млн пассажиров и выйти на второе место по объему пассажирских авиаперевозок, потеснив «Трансаэро». К 2017 году компания должна вырасти в цене почти в 7 раз – до $2,5 млрд. Планы могут быть реализованы, если перевозчик увеличит темпы роста и не будет экономического кризиса, считают эксперты.

Компания «ЮТэйр» намерена к 2015 году выйти на второе место по объему пассажирских перевозок среди российских авиакомпаний, а к 2017 году повысить капитализацию более чем в 6,5 раз – до $2,5 млрд. Цели обозначены в презентации для аналитиков и инвесторов негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Сургутнефтегаз» (есть в распоряжении «Газеты.Ru»), прошедшей 26 сентября. Фонд – основной акционер авиакомпании, владеет 60,67% акций.

В 2011 году «ЮТэйр» заняла четвертое место по количеству перевезенных пассажиров, уступая лидерам – «Аэрофлоту», «Трансаэро» и группе «Сибирь» (S7 плюс «Глобус»). Но уже тогда рост пассажиропотока превысил 31% в сравнении с показателем 2010 года (из отчета компании за 2011 год) – компания перевезла 5,8 млн человек.

Весной 2011 года «ЮТэйр» утвердила стратегию развития пассажирских перевозок до 2020 года, сделав ставку на усиление самолетного сегмента перевозок. Компания запустила 48 новых рейсов, большая часть из базового московского аэропорта Внуково. В 2011 года заключила контракты с ATR и Boeing на поставку 60 новых самолетов, получила первые Boeing 737-800 NextGeneration.

В итоге к августу 2012 года «ЮТэйр» изменила пятерку лидеров, оттеснив «Сибирь» на четвертое место.

По данным Росавиации, с января по июль компания перевезла почти 4,3 млн пассажиров («Сибирь» - 3,4 млн, «Трансаэро» - почти 5,59 млн). Рост составил – 47% (у «Сибири» - около 23%, у «Трансаэро» - около 25%) в сравнении с тем же периодом 2011 года.

Компания планирует продолжить экспансию на рынке. «ЮТэйр» активно пополняет парк дальнемагистральными воздушными судами, говорит главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В 2013 году «ЮТэйр» должна получить 9 новых самолетов Boeing, в 2014-м – 16 лайнеров, в 2015-м – 14 машин.

Стратегия «ЮТэйр» предполагает полное покрытие маршрутной сетью территории России в 2013 -2016 году. «В 2015-2020 году будет построен хаб в восточной части России», — цитирует пресс-служба компании гендиректора «ЮТэйр» Андрея Мартиросова.

Финансовой директор Игорь Петров на встрече с инвесторами сообщил, что выручка «ЮТэйр» за первые полгода увеличилась на 40% - до 31, 25 млрд рублей. Показатель EBITDAR вырос на 75,5% (9,23 млрд рублей), что соответствует рентабельности в 29,5%.

Сейчас компания входит в топ-15 авиакомпаний BRICS по капитализации.

По данным на 21 сентября, она стоила $369 млн, следует из презентации «ЮТэйр». Стратегическая цель – $2,5 млрд к 2017 году. (Капитализация «Аэрофлота» на 27 сентября — около $1,5 млрд.)

«Это цифра из расчетной модели, заложенной по операционным и прочим показателям с учетом всех необходимых мультипликаторов, — поясняет источник на инвестрынке, знакомый с презентацией «ЮТэйр». – При соблюдении всех условий модели показатель реален. В случае экономического кризиса целевая модель выполнена не будет: бизнес не будет расти так быстро, как запланировано».

Но с долговой нагрузкой «ЮТэйр» справится, считает инвестаналитик, напоминая, что в кризис 2008 года нефтяная компания «Сургутнефтегаз» выкупила по оферте все облигации авиакомпании «ЮТэйр».

Сейчас компания находится на вершине инвестиционного цикла. Сумма кредитов и займов в течение 2011 года увеличилась на 6,1%: уровень долговой нагрузки обусловлен реализацией программы по обновлению парка воздушных судов, при этом в структуре кредитного портфеля более 90% составляют долгосрочные инвестиционные кредиты, говорилось в отчете компании за 2011 год. С начала 2012 года «ЮТэйр» трижды выпускала облигации в общей сумме на 4 млрд рублей сроком на 3 года. «Но дальше инвестиционные затраты постепенно пойдут вниз», — говорит источник.

Едва ли авиакомпания «Трансаэро» просто уступит «ЮТэйр» второе место, считают эксперты.

Рынок динамично изменяется, обращает внимание главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров: «Еще недавно авиакомпания «Сибирь» лидировала на рынке внутрироссийских перевозок, но ее стратегия изменилась настолько, что она даже не претендует на лидерство в этом сегменте». У «ЮТэйр» самый большой в России парк воздушных судов, лучше диверсифицирован бизнес – компания участвует и в международных авиаперевозках, и в региональных, и в местных; стабильное лидерство в сегменте вертолетных пассажирских перевозок, перечисляет Гусаров.

«Обе компании – и «ЮТэйр», и «Трансаэро» — будут расти, а вот кто быстрее, кто медленнее – вопрос стратегии, — добавляет он. – Многое будет зависеть от желания «Трансаэро» не упустить второе место в списке лидеров».

Для того чтобы реализовать планы на 15 млн пассажиров к 2015 году, «ЮТэйр» нужно расти не только быстрее рынка, но и темпами, превышающими нынешние, говорит Олег Пантелеев. Он напоминает: «Трансаэро» — крупнейший эксплуатант широкофюзеляжных самолетов в Восточной Европе и компания продолжает развивать парк. До 2015 года компания должна получить четыре Boeing787 Dreamliner, а в 2015 году – самый большой в мире пассажирский самолет Airbus A380.

В февральской презентации для инвесторов «Трансаэро» (есть в распоряжении «Газеты.Ru») планы на 2015 год по объемам перевезенных пассажиров не детализированы. Но если перевозчик сохранит динамику роста, которую демонстрирует с 2010 года, к 2015 году «Трансаэро» и «ЮТэйр» выйдут на одинаковый показатель в 15 млн пассажиров, считает инвестаналитик. «Планы «Трансаэро» на 2015 год предусматривают рост пассажиропотока авиакомпании до 18 млн человек в год», — уточняет замгендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров.