Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Superjet XXI века

ОАК претендует на разработку лайнера новой генерации

Объединенная авиастроительная корпорация подала заявку на разработку лайнера новой генерации. Цена контракта — более 2,5 млрд рублей. И ОАК — единственный возможный победитель тендера Минпромторга, считают эксперты. Конкурент будущей российской разработки — Bombardier CSeries — выходит на рынок уже в конце этого года.

Министерство промышленности и торговли завершило прием заявок и вскрыло конверты с предложениями от участников тендера по разработке ближнемагистрального самолета новой генерации (NG). Сколько подано заявок, в ведомстве не уточнили. «Информация, согласно закону о госзакупках, будет размещена на соответствующем портале в течение двух рабочих дней», — пояснили в министерстве.

Один претендент на разработку нового самолета известен. «17 мая Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подала заявку в соответствии с требованиями Минпромторга», — сообщили в корпорации.

Предложение ОАК, скорее всего, единственное в тендере, говорят эксперты. «Корпорация объединяет авиастроительные активы России. ОАК — исполнитель государственных контрактов по разработке и производству гражданской и военной авиатехники, — напоминает главный редактор отраслевого журнала «Взлет» Андрей Фомин. — Заявки от каких-либо других претендентов маловероятны. Разработать лайнер по требованиям, прописанным в конкурсной документации Минпромторга, могут только дочерние предприятия ОАК».

Профильное министерство заказывает проект самолета с использованием наработок, сделанных при создании SSJ-100 («Гражданские самолеты Сухого», ГСС) и МС-21 («Магистральный самолет XXI века», корпорация «Иркут»). Цена контракта — 2,576 млрд рублей.

Максимальное число пассажиров в одноклассной компоновке нового лайнера — до 130 человек (в SSJ-100 — 98 кресел; в семействе МС-21 — 150—210 кресел). Дальность полета — от 3280 км до 5300 км. При полной загрузке самолет должен перевозить пассажиров на региональных и магистральных маршрутах, говорится в конкурсной документации.

Среди требований Минпромторга и экономичность лайнера: эксплуатационные расходы должны быть как минимум на 5% меньше, чем у «проектируемых зарубежных самолетов» на 130 кресел.

Победитель конкурса должен также обеспечить международную кооперацию при создании самолета, использование новых технологий (в том числе композитное производство) и «рациональную унификацию» проекта с программами SSJ-100 и перспективных самолетов семейства МС-21.

Перед разработчиком ставится задача не только разработать эскизный проект самолета NG, но и провести маркетинговые исследования, в том числе найти потенциальных заказчиков лайнера и в перспективе заключить контрактные обязательства по приобретению серийных самолетов.

На работу в рамках госконтракта отводится максимум полтора года.

«Нет сомнений, что разработчиком NG станут создатели Sukhoi Superjet — «Гражданские самолеты Сухого», — считает главный редактор аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Но делать NG нужно так, чтоб самолет имел преемственность с SSJ-100 и имел унификацию с МС-21. Это позволит будущим эксплуатантам перспективных российских лайнеров ощутимо сократить свои издержки». Унифицировать бортовое оборудование SSJ и MC-21 возможно именно в рамках ОАК, добавляет Пантелеев.

Проект NG Минпромторг называет приоритетным в области гражданской авиатехники. «Программа позволит укрепить в долгосрочной перспективе позицию российской авиастроительной отрасли в мировой авиаиндустрии», — говорится в конкурсной документации.

Согласно стратегии развития российского авиастроения, разработанной Минпромторгом, Россия к 2025 году должна занять не менее 10% мирового рынка в гражданском самолетостроении.

«Потребность мирового рынка в самолетах данной пассажировместимости (130 кресел. — «Газета.Ru») составляет порядка 5000 машин до 2029 года», — говорят в ОАК.

«Ведущие мировые авиастроители в этом сегменте представлены самолетами Boeing 737 (версии 500 и 600. — «Газета.Ru») и укороченные версии Airbus — А318, А319, А320, А321, — отмечает Пантелеев. — Но именно эти машины продаются хуже всего». «Такого промежуточного класса до сих пор не было в принципе, — уточняет Фомин. — Были модификации от большего (количества кресел. — «Газета.Ru») к меньшему».

Новый класс лайнеров, специально разработанный под 130 пассажиров, выводит на рынок канадская компания Bombardier. Семейство Bombardier CSeries состоит из двух базовых моделей: CS100 (от 100 до 125 кресел) и CS300 (от 120 до 145 мест). Первый полет машины должен состояться в конце 2012 года, первый коммерческий рейс — в конце 2013-го. Bombardier уже приняла заказы более чем на 130 таких самолетов.

«Это суперсовременная машина, конкурировать с которой просто удлиненной версии SSJ-100 было бы невозможно», — говорит Пантелеев. Разработка NG должна включать существенный пересмотр конструкции SSJ, полностью новое крыло, силовую установку и бортовое оборудование, добавляет он. Только в таком случае лайнер сможет выйти на мировой рынок с реальными перспективами.

Россия планирует финансировать работы по созданию самолета NG вплоть до постановки продукции на производство, заявил Минпромторг в документах к конкурсу.

Итоги тендера должны быть подведены 24 мая.