«Транснефть» согласна на половину китайской скидки

«Роснефть» и «Транснефть» снизят цены для Китая на $1,5 за баррель

Алексей Топалов, Ольга Танас 22.02.2012, 20:42
close


«Роснефть» и «Транснефть» снизят цены для Китая

«Роснефть» и «Транснефть» снизят цены для Китая

Reuters

Российские нефтяники готовы пойти на уступки Китаю и снизить цену поставок на $1,5 за баррель. Упущенная выгода составит около $165 млн в год. Китайский рынок важен для России, и она должна показать себя удобным партнером, говорят эксперты. Но такая скидка вряд ли устроит Китай, добавляют они: он требует уступить $3.

Россия готова снизить цену поставок нефти в Китай. Этот вопрос в среду рассмотрел совет директоров «Транснефти», сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к компании. По его словам, речь идет о предоставлении китайским партнерам скидки в $1,5 за баррель.

«Роснефть», обеспечивающая поставки в КНР, о скидке в $1,5 договорилась с китайцами еще в начале года, рассказал другой источник в нефтяной отрасли. «Технически у «Роснефти» и у «Транснефти» отдельные контракты, и каждая компания должна решать этот вопрос отдельно», — поясняет собеседник «Газеты.Ru». В компаниях вопрос о скидке комментировать отказались.

Межправительственное соглашение о поставках российской нефти в Китай по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) в объеме 15 млн тонн в год было заключено в 2009 году и должно было действовать с 2011-го по 2030 год. Под него китайский Банк развития предоставил «Роснефти» и «Транснефти» кредиты на общую сумму $25 млрд. Но с самого начала 2011 года китайская CNPC стала оплачивать поставки не в полном объеме. Китайцы сочли формулу цены несправедливой: она учитывает транспортировку по всему маршруту ВСТО до конечной точки — портового терминала в Козьмино, но ответвление на Китай начинается в пункте Сковородино, что в 2046 км от Козьмино. Китай настаивал, что в формуле цены должен учитываться понижающий коэффициент: из нее должна вычитаться стоимость транспортировки от Сковородино до Козьмино. «Транснефть» в ответ заявляла, что тариф на прокачку по ВСТО является единым, вне зависимости от того, идет ли сырье до самого порта или нет.

Изначально Китай оценил разницу в $12 за баррель и снизил оплату, исходя из этой цифры. Затем Китай уменьшил оценку до $9, потом до $3 за баррель, одновременно выплачивая сумму задолженности.

Она достигала примерно $255 млн, затем Китай выплатил из этой суммы около $195 млн. Это не устроило российскую сторону, и в начале августа прошлого года она заявила, что готова разорвать 20-летний контракт, вернув досрочно кредитные средства. Вопрос был урегулирован лишь в октябре. Вице-премьер Игорь Сечин заявил тогда, что вопрос о неполной оплате с повестки дня снят и накопившаяся задолженность будет погашена в соответствии с корпоративными документами.

При уровне поставок в 15 млн тонн (около 110 млн баррелей) нефти в год из-за скидки в $1,5 российская сторона будет ежегодно недополучать порядка $165 млн. Но, хотя Россия готова пойти на такую уступку, это не означает, что она согласилась на понижающий коэффициент, отмечает источник «Газеты.Ru».

«России сейчас нужно проявить себя удобным партнером для Китая, причем не только из-за кредитов, предоставленных КНР, — объясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. —

После того как европейские компании ушли из Ирана и было объявлено эмбарго на нефть из этой страны, именно Китай стал основным рынком для иранского сырья». Иранская нефть дешевле российской, отмечает эксперт, и России приходится бороться за китайский рынок.

«Но Китай на этом, скорее всего, не остановится, — предупреждает Танкаев. — Китайцы — очень сложные переговорщики, они всегда стараются добиться пересмотра соглашений в свою пользу». Денис Борисов из Номос-банка отмечает, что, исходя из рыночной конъюнктуры, в прошлом году поставки в Китай российских компаний, скорее всего, производились с премией к европейским: цена для Китая была выше примерно на $3 за баррель.