На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Черноморские трубы замерзли

«Транснефть» заморозила Самсун — Джейхан

«Транснефть» приостанавливает переговоры по нефтепроводу Самсун — Джейхан и замораживает проект Бургас — Александруполис. Это ставит под вопрос транспортировку нефти в обход Босфора и Дарданелл и может затруднить прокладку газопровода «Южный поток». Россия соглашалась участвовать в строительстве трубы Самсун — Джейхан в обмен на одобрение турецкими властями газового проекта.

«Транснефть» считает проект нефтепровода Самсун — Джейхан экономически нецелесообразным и замораживает переговоры с Турцией, заявил в пятницу вице-президент компании Михаил Барков.

«Заморожены переговоры, но мяч на турецкой стороне», — заявил Барков. По его словам, Турция может создать условия, которые сделают проект рентабельным.

Нефтепровод должен соединить черноморский порт Самсун со средиземноморским Джейханом, откуда нефть танкерами будет поступать в порты Средиземного моря. Проект призван разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы, переполненные нефтяными танкерами. Мощность трубы по проекту составит 60—70 млн тонн, затраты оцениваются в $3 млрд.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что проект изначально не представлял для России большого экономического интереса. «Для Турции стратегическая задача – сделать Джейхан одним из основных нефтеналивных портов мира. Туда поступает нефть из Ирака и Азербайджана, теперь турецкие партнеры хотят частично привязать к нему российскую нефть (в Самсун должна морем поступать нефть из Новороссийска), — рассказывает эксперт. – Но для России проект нефтепровода изначально большого экономического интереса не представлял: слишком много перевалок — в Новороссийске, в Самсуне и в Джейхане».

«Это дорого и сложно», — резюмирует Танкаев.

«Транснефть» в начале года говорила о том, что стоимость транспортировки нефти морем составляет $2 за тонну, по трубе Бургас – Александруполис будет составлять $7–8, а поставка тонны нефти по нефтепроводу Самсун – Джейхан обойдется, по турецким расчетам, в $22–25 за тонну.

Но приостановка переговоров оставляет нерешенной проблему Босфора и Дарданелл. Ранее альтернативным путем поставок считался нефтепровод Бургас — Александруполис, но и его «Транснефть» готовится заморозить, из-за того что Болгария не финансирует свою часть проекта. В пятницу Барков заявил, что в октябре-ноябре «Транснефть» переведет Бургас — Александруполис в «спящий» режим, но полностью отказываться от него не будет.

Топ-менеджер отметил, что дело турецких проливов может быть решено за счет других проектов, которые предполагают транспортировку нефти в обход Босфора и Дарданелл. По его словам, в настоящее время их 15, 7 из которых «являются наиболее реальными».

Барков заявил, что не исключает участие «Транснефти» в одном из таких проектов и упомянул Трансфракийский нефтепровод (должен соединить черноморское побережье Турции с турецким портом Сарос на Средиземном море; этот маршрут на 100 км короче, чем Бургас — Александруполис).

Приостановка переговоров по проекту Самсун — Джейхан может вызвать ответную реакцию Турции по вопросу прокладки газопровода «Южный поток».

«Экономика Самсун — Джейхана с самого начала была сложной, и Россия согласилась присоединиться к нему в основном для того, чтобы обеспечить со стороны Турции поддержку «Южного потока», — напоминает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.

В 2009 году турецкие власти обещали одобрить прокладку «Южного потока» через территориальные воды Турции, в обмен на это Россия согласилась принять участие в проекте Самсун — Джейхан. В настоящее время турецкие власти ожидают ТЭО по «Южному потоку». Предполагается, что документы будут предоставлены Турции в четвертом квартале 2011 года.

Турция затягивала решение вопроса о выдаче разрешения на научные изыскания в акватории. «После нового заявления «Транснефти» возможна негативная реакция Турции, которая скажется на других совместных проектах, в первую очередь «Южном потоке» и строительстве АЭС «Аккую», — предупреждает аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров.

«Логика «Транснефти» непонятна, — добавляет Рустам Танкаев. – Но компания руководствуется исключительно узкокорпоративными интересами».

Новости и материалы
Стало известно, где пройдет прямая линия с Путиным
В Европе не увидели альтернатив изъятию активов России
Десятки бойцов ВСУ погибли в ловушке в шахтах под Красноармейском
В МГПУ решили оставить только педагогическую кафедру
Лерчек не приедет на заседание по продлению домашнего ареста из-за недомогания
Аршавин рассказал, что помогло Сафонову отбить четыре пенальти в финале Межконтинентального кубка
В Ленобласти два рыбака ушли проверять жерлицы и пропали
Евродепутат назвал ЕС проблемой для достижения мира на Украине
Сотрудников УФСИН Приамурья будут судить за побег заключенного
В Европе сочли «смертельным ударом» провал изъятия замороженных активов России
Мошенники нашли способ обходить закон о дропперах
Токаев встретился с императором Японии
Трампу передали ящик красной икры из России
Киркоров о Цыгановой: «К своему нулю творческому прибавляет единицу в виде Долиной»
В российском регионе все частные клиники отказались от абортов
Вместо проектов «под ключ» россияне стали выбирать точечные решения
Украинский пленный сообщил о сдаче в плен целого взвода ВСУ
СМИ: Бельгия хочет от ЕС неограниченных гарантий по активам России
Все новости