Пенсионный советник

Сумма нефти и политики

Группа «Сумма» намерена построить нефтяной терминал в Роттердаме.

Алексей Топалов 19.08.2011, 20:43
Thinkstock/Fotobank.ru

Инвестгруппа «Сумма» Зиявудина Магомедова планирует построить терминал в Роттердаме — крупнейшем нефтяном порту мира. Инвесторы претендуют на половину нефтяной перевалки, говорят эксперты, сомневаясь, что власти Европы отдадут российской компании контроль над экспортными потоками.

Инвестиционная группа «Сумма», подконтрольная бизнесмену Зиявудину Магомедову, намерена построить нефтяной терминал в Роттердаме и в дальнейшем управлять им. Об этом сообщили источники «Интерфакса» на транспортном рынке. «Сумма» в консорциуме с другими компаниями подала заявку на участие в конкурсе по выбору инвестора для строительства терминала и управления им, который проводит администрация роттердамского порта, утверждают источники.

В «Сумме» «Газете.Ru» подтвердили факт подачи заявки, но подробности не сообщили. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Газете.Ru», что порт Роттердама предлагает конкурсантам участок размером более 50 гектаров, где может быть построен крупный терминал, но пока решение о мощности будущего объекта не принято.

«Строить терминал на 10–20 млн тонн в Роттердаме нет смысла, — говорит глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов. – С другой стороны, и терминал мощностью в 100 млн тонн строить бессмысленно: такого спроса на нефть просто нет». Безбородов полагает, что речь идет о строительстве терминала мощностью около 50 млн тонн. Он оценивает проект в $250 млн – из расчета $5 на тонну мощности. Безбородов отметил, что строить в Нидерландах «значительно дешевле, чем в России».

«Здесь терминалы строятся из расчета $10 за тонну мощности, и это минимум, — говорит эксперт. – Обычно стоимость строительство составляет $15–20 за тонну».

Роттердамский порт является крупнейшим в Европе (ежегодно через него проходит 430 млн тонн грузов) и крупнейшим нефтяным портом в мире (95–100 млн тонн ежегодно). Таким образом, «Сумма» претендует примерно на половину нефтяной перевалки. Безбородов полагает, что российская компания вытеснит какие-то из более мелких терминалов: «Строительство терминала в Роттердаме – это серьезная заявка на контроль над экспортными потоками».

«Сумма» в альянсе с «Транснефтью» уже контролирует Приморский торговый порт и Новороссийский морской торговый порт. В январе компания Kadina Ltd (принадлежит членам семей председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Государственной думы Александра Скоробогатько) закрыла сделку по продаже контрольного пакета Новороссийского порта «Сумме» и «Транснефти». Перед этим НМТП приобрел 100% Приморского порта.

Представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил «Газете.Ru», что нефтепроводная монополия «никакого отношения к строительству роттердамского терминала не имеет».

«Сумма» уже занимается управлением основными нефтяными торговыми портами на территории России, поэтому неудивительно, что именно эта компания решила участвовать в строительстве терминала в Европе», — говорит старший аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин.

Дмитрий Александров из инвесткомпании «Универ» предупреждает, что в будущем новый актив может снизить рентабельность бизнеса «Суммы». «Грузооборот роттердамского порта в разы превосходит показатель по группе НМТП (159 млн тонн), но по чистой прибыли операторы этих активов вполне сопоставимы, — отмечает аналитик. – Более того, НМТП за прошлый год показал чистую прибыль в $330 млн, рентабельность составила 41%, а по Роттердаму ожидается лишь около $280, рентабельность будет на уровне 16%».

Источник «Газеты.Ru» на нефтяном рынке говорит, что проект строительства терминала в роттердамском порту имеет политическую поддержку со стороны вице-премьера Игоря Сечина.

«Крупный терминал позволит контролировать нефтяные потоки, — говорит источник. – Но едва ли «Сумме» удастся выиграть тендер: в Роттердаме прекрасно понимают, в чьих интересах действует компания».