Пенсионный советник

Svoboda сняла «Ленту»

Сеть гипермаркетов «Лента» перешла под контроль американского инвестиционного фонда TPG

Екатерина Геращенко 09.08.2011, 18:30
ИТАР-ТАСС

Сеть гипермаркетов «Лента» перешла под контроль американского инвестиционного фонда Texas Pacific Group. Сделка закончила конфликт акционеров, длившийся с июля прошлого года.

Американский фонд прямых инвестиций Texas Pacific Group (TPG), «ВТБ Капитал» и Европейский банк реконструкции и развития договорились о выкупе акций сети гипермаркетов «Лента» у действующих акционеров. Свои пакеты продают основатель компании Svoboda Август Мейер и его партнеры Дмитрий Костыгин, Сергей Ющенко и Глеб Огнянников. TPG, «ВТБ Капитал» и ЕБРР приобретут около 44% акций «Ленты» за $1,1 млрд, сообщает Reuters со ссылкой на источники. В результате доля TPG и «ВТБ Капитала» вырастет до 65%, доля ЕБРР до 20%. TPG получает контроль в компании: доля фонда превышает 50%, отмечают источники.

Сумма сделки сложилась из оценки компании в $2,6 млрд минус долги в $300 млн.

«Каждый из участников сделки выкупает свой пакет самостоятельно, это не коллективное приобретение», — уточнил «Газете.Ru» источник, близкий к одному из акционеров.

До подписания соглашения Мейеру принадлежал 41% акций сети «Лента», вторым крупным акционером была Luna (30,8%), основанная совместно TPG и «ВТБ Капиталом», Европейский банк реконструкции и развития контролировал 11%. Дмитрий Костыгин, Сергей Ющенко и Глеб Огнянников владели в целом около 2,5%.

Участники сделки ее условия не комментируют. Представитель ЕБРР уточнил, что банк закроет сделку не ранее чем через месяц.

Сделка урегулирует конфликт акционеров «Ленты», который длился более года. В июле 2010 года по инициативе Мейера был уволен генеральный директор «Ленты» Ян Дюннинг. На его место назначили Сергея Ющенко, с 2005 года входившего в совет директоров компании. Этим назначением остался недоволен фонд Luna Holding, интересы которого представлял Дюннинг. Дело дошло до силовых методов: в сентябре 2010 года офис «Ленты» в Санкт-Петербурге был взят штурмом представителями частных охранных предприятий. В феврале 2011 года ГУВД возбудило уголовное дело против Ющенко. После этого, по словам представителя Luna Владимира Мельникова, компания управлялась коллегиально. Конфликт нанес значительный ущерб бизнесу компании и создал угрозу инвестиционному климату в Петербурге и России, отмечал председатель совета директоров «Ленты» Дмитрий Костыгин.

Весной 2011 года Svoboda пыталась выкупить долю группы Luna в капитале компании, управляющей сетью гипермаркетов «Лента», за $800,8 млн. Сумма в 7 раз превышала ту, которую TPG и «ВТБ-Капитал» заплатили при входе в актив в 2009 году.

По неофициальной информации, акциями Luna интересовалась инвестиционная группа «Альфа», владеющая долями в сетях «Пятерочка», «Перекресток», «Остров», «Карусель» и «Копейка». Luna отклонила оферту, но предложила Мейеру принять участие в аукционе, на котором одна из сторон сможет довести свою долю в компании до 100%. Стартовая цена «Ленты» составляла $2 млрд.

Костыгин сожалеет, что продает долю в компании, «которая за 4–5 лет может вырасти вдвое по продажам и EBITDA». Сейчас в «Ленте» 39 гипермаркетов в крупных городах России. 14 из них расположены в Санкт-Петербурге. Выручка компании в 2010 году составила 70,6 млрд рублей, что на 27% больше, чем в 2009.

Продажа «Ленты» действующим акционерам логична, отмечают участники рынка. Сторонним инвесторам нельзя было продать сеть, с учетом запутанной правовой основы капитала, отмечал ранее глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Лев Хасис.

Если учесть корпоративный конфликт, акционеры «Ленты» удачно договорились,

оценивает аналитик компании «Грандис Капитал» Ксения Аношина. Мультипликатор сделки, который рассчитывается как отношение суммы стоимости компании и ее долга к показателю EBITDA, составляет 11,6. «Это высокое значение. Сделка по покупке сети магазинов «Копейка» проходила на уровне 11,8, а по продаже «Дикси» — 9,6. А они проходили в период интенсивного роста рынков», — отмечает Аношина.

У «Ленты» хорошие перспективы, считает аналитик. «Компания занимает восьмое место в рейтинге крупнейших ретейлеров, темпы роста выручки по итогам прошлого года находятся на уровне динамично развивающихся сетей «Магнит» и «Дикси», у компании высокая рентабельность», — перечислила Аношина.

«Лента» работает в формате гипермаркетов, эта ниша в России не занята. Кроме того, прогноз по развитию ретейла в среднесрочной перспективе благоприятный, добавляет эксперт.